Формула прозы [Святослав Логинов, Александр Петров]

500

У каждого серьёзного писателя — своя формула прозы. Кто-то проделал долгий и трудный путь, чтобы обрести знание, кто-то учился у великих, кому-то помог природный талант, проницательность, чувство вкуса. Это очень разные формулы: своя у Маркеса, своя у Стивена Кинга, своя у Джоан Роулинг. Однако во всех формулах есть кое-что общее: базовые элементы одни и те же.
Без этих элементов — без любого из них — вы ничего не добьётесь, сколь бы ни преуспели в чём-то другом. Вы не напишете хороший рассказ, если не умеете создавать достоверных персонажей. И ваш роман будет занудной тягомотиной, если вы не понимаете, как устроен сюжет. А если вы не знаете, где брать идеи, если не умеете отличить хороший замысел от плохого, вы, вероятно, будете топтаться на месте, да так ничего и не напишете.
Курс «Формула прозы» рассчитан в первую очередь на начинающих авторов, но будет полезен всем, кто испытывает трудности с написанием художественных текстов.

Курс «Формула прозы» — это серия из 12 уроков, каждый из которых содержит несколько тематических видео (всего в курсе полсотни видео продолжительностью от нескольких минут до получаса). Доступ вам будет открыт сразу ко всем урокам, так что вы сможете изучать материал в том темпе и в той последовательности, которые вам удобны, — например, начать с наиболее проблемных или интересных для вас вопросов.

Урок 1

  • Представление ведущих. Почему был записан этот курс; на кого он рассчитан; что он даст вам.
  • Что может служить первотолчком для художественного произведения. Конфликт, психология, антураж. Что такое конфликт. Что такое сюжет. Для чего нужен антураж. Правило патентной чистоты. От первотолчка к тексту. Первотолчок от конфликта; первотолчок от персонажа; первотолчок от антуража.
  • Плохие и хорошие замыслы. Конфликт как разность потенциалов. Откуда он берётся. Если появился сюжет — значит, появился герой. О чём писать — или о ком писать? Психология героя.

Урок 2

  • Как понять, что замысел хорош? Может ли хороший замысел спасти плохой рассказ? Стоит ли откладывать замыслы на потом? Смелость автора.
  • Что такое антураж и для чего он нужен. Рассказ на одном антураже. Когда антураж переворачивает под себя сюжет.
  • Определение героя. Сколько героев может быть в рассказе. Психология главных и второстепенных персонажей. Отрицательные персонажи — тоже персонажи. Зло и добро, нравственность и безнравственность. Раскрытие психологии напрямую и через конфликт. Новые качества героя. Поступки, стирающие и разрушающие личность.
  • Что такое конфликт. Конфликт внешний и внутренний. Обязательно ли разрешение конфликта? Примеры конфликтов и их следствий. Как из конфликта построить сюжет.

Урок 3

  • Определение сюжета. Сюжет и персонажи (главные и второстепенные). Тривиальный сюжет, и может ли он быть хорошим. Как сломать тривиальный сюжет. Проблема графомании. Типичные сюжетные ошибки графоманов. Виды сюжета. Продуманность сюжета. Оправданность сцены в сюжете. Что делать, если пишешь без плана? Схема братьев Стругацких. Что мне нужно, чтобы закончить рассказ (Логинов).
  • Повесть — неудобный жанр. Что делать, если вас не печатают.
  • Ещё сюжетные ошибки: нарушение патентной чистоты; провисание сюжета. Как завершить сюжет. Ударная концовка. Перевёртыш. Что такое психологическая законченность.

Урок 4

  • Откуда берутся сюжетные хвосты. Как подвязывать сюжетные хвосты. Лишние сущности. Что делать, если не знаешь, пригодится сюжетный задел или нет.
  • Что такое непростые сцены и как их писать. Поиск точных слов. Страшные сцены. Можно ли пропускать непростые сцены?
  • Когда герои ведут автора — это хорошо или плохо? Как отличить плохой сюжет от хорошего? Ходячие сюжеты и вечные темы. Сколько сюжетных линий нужно в малой, средней и крупной форме. Особые требования к роману.

Урок 5

  • Как я пишу и редактирую (Логинов). Разные авторы и разная правка. «Издевательское чтение». Как искать лишние слова. Несколько распространённых языковых ошибок. Нужен ли автору спелл-чекер.
  • Проблема бесконечного переписывания. Редактура и вкусовая правка, чем они отличаются. Три вида ошибок, с которыми работает редактор. Самые вредные стилистические ошибки. Смысловые ошибки. Фактологические ошибки. Авторские слова.

Урок 6

  • Как писать просто. Как быть грамотным. Элементы речи как интрументы. Опасность причастных и деепричастных оборотов. Длинные описания, диалоги, внутренние монологи. Как учиться у других авторов. Ваш собственный стиль. Умение подбирать слова. Активный и пассивный словарный запас; как раширять словарный запас. Авторские неологизмы. Редкие и образные слова. Когда текст слишком красив… Для чего нужны фигуры речи.
  • Определение канцелярита; чем он плох. Страдательный залог. Цепочки родительных падежей. Расщепление сказуемого. Разница между штампом и фразеологизмом. Чем вредны штампы. Как писать естественно.

Урок 7

  • Страх белого листа. Что требуется от первой фразы. Приём Хайнлайна. Приём Хемингуэя. Первые несколько абзацев как маркетинговый инструмент. Последняя фраза. Послесловие.
  • Сильные слова и сильные сцены. Приём «Эхо сильного слова». Реперные точки в начале текста. Стихи в прозаическом произведении; проблема поэтической стилизации. Обсценная лексика. Экзерсисы для писателя.

Урок 8

  • Эмоции, состояния, настроения, атмосфера. Логика эмоций. Разнообразие эмоций. Упражнение: эмоции без контекста. Создание эмоции/атмосферы с помощью антуража. Протяжённость эмоционального состояния. Чередование сцен с разными эмоциями. Наложение эмоций. Темп повествования. Динамичные сцены. Как успокоить читателя. Как переключить внимание читателя. Приёмы оживления, связывающие разрозненные сцены.

Урок 9

  • Что должен держать в голове автор. Смена локаций. Массовые сцены без сюжета. Многозначительная недосказанность. Проблема общих слов.
  • Проверка фактов. Избыток фактов в художественном тексте. Как искать информацию. Что делать, если информация не ищется. Фактура, где её брать и как использовать. Пишите об известных вам вещах. Итеративная система поиска информации. Интерес автора к теме.

Урок 10

  • Описание внешности персонажей. Изменение психологии. Прошлое персонажа. События, влияющие на психологию. Круг знаний персонажа. Как подавать неожиданные вещи. Факты, не похожие на правду.
  • Правильные и неправильные диалоги. Особенности разговорного стиля. Речевые характеристики персонажей. Ошибки в диалогах. Как вычитывать диалоги.
  • Кто такой нарратор, и почему он не автор. Присутствие нарратора в тексте. Повествование от первого лица. Кто такой фокальный персонаж. Ошибки фокализации.

Урок 11

  • Примерные границы объёма в традиционных жанрах. Микрожанры. Жанр рассказа и его особенности. Жанр повести и его особенности. Жанр романа и его особенности. Эпопеи и романы с продолжением.
  • Определение фантастики. Различие между научной фантастикой и фэнтези. Произведения на стыке жанров. Фантастика как серьёзная литература. Основная функция фэнтези. Фэнтези — и «фэнтезня». Фэнтезийные рассказы; романы в рассказах. Литературные направления-однодневки.
  • Хоррор и его основная задача. Обязательные элементы хоррора. Неторопливое нагнетание страха.
  • Сказка (в том числе сказка для взрослых). Особенности жанра сказки. Как писать для детей.
  • Как писать динамичные сцены: погони, сражения и т.п. Психология динамичной сцены. Желание автора прихвастнуть перед читателем.

Урок 12

  • Что интересно издательствам. Готовы ли вы к публикации? Умение воспринимать критику. Как отправлять рукописи в издательства. Что такое синопсис, и каким он должен быть. Чего у вас никогда не напечатают. Публикация за свой счёт. Заблуждения авторов. Рассказы как способ сделать себе имя. Альтернативные способы опубликоваться.
  • Опыт соавторства (Логинов): «Вокруг Гекубы» (с А. Рыбошлыковым), «Чёрная кровь» (с Н. Перумовым), «Атака извне» (с Б. Зеленским). Опыт редакторской работы.
  • Различие между «серьёзной» и «развлекательной» литературой. Определение серьёзного произведения. Книги, которые читаются тяжело; книги, которые «не грузят».