[EduNote] Осторожно — семиотика! Люди и знаки [Мария Кутузова]
65₽
Архимед, погрузившись в ванну, сформулировал принцип вытеснения и плавучести. Ньютон, ударенный яблоком по голове, открыл закон всемирного тяготения. Фрейд, наблюдая за игрой внука с катушкой, задумался о принципе навязчивого повторения как об одном из ярких проявлений фундаментального влечения [к] смерти.
Гениальность ученого зачастую определяется не экзотичностью материала, который ему удалось собрать в далекой экспедиции в туманность Андромеды, а развитой способностью “отcтранения” привычного: обостренным навыком видеть таинственное в банальном, сложное в простом, непонятное в понятном.
Этим талантом в полной мере обладал Юрий Михайлович Лотман (1922-1993), гениальный русский литературовед, историк культуры, семиотик. 28 февраля 2022 года Юрию Михайловичу исполнилось бы 100 лет.
Читая и изучая классические тексты русской вербальной культуры конца XVIII – начала XIX века, Лотман ввел в научный оборот понятие “принципа продуктивности диалога в ассиметричных коммуникативных системах”, выстроил понятийный аппарат и заложил основы русской ветви семиотики.
Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. Основной объект семиотики – это процесс коммуникации и принципы порождения смысла в ходе этого процесса.
Корневой смысл семиотики как науки заключается в формировании умения встать на чужую, темную, таинственную и непонятную, — например, исторически отдаленную — точку зрения; в освоении навыка “говорить на языке Другого”; в открытии в себе способности распознать этот самый “язык Другого” там, где, казалось бы, на его наличие нет ни малейшего намека.
Цель встречи:
- формирование отчетливых представлений о семиотике как науке, теории, методе;
- определение специфики семиотики относительно культурологи, истории искусства, литературоведения;
- особенно: знакомство с наиболее яркими, классическими, примерами семиотического анализа текстов (в частности, например, с блестящим анализом сна Человека-волка, проведенным Карлом Гинзбургом).
Для кого:
- для студентов гуманитарных факультетов (психологов, филологов, историков);
- для практикующих психологов любых модальностей;
- для всех, интересующихся “анализом художественного текста” в самом широком понимании термина.