Лекции о художниках 8 [Елена Забродина]
60₽
Гентский алтарь «Поклонение мистическому агнцу» был создан братьями ван Эйк в первой половине 15 века по заказу члена городского магистрата Йооса Вейта и его жены. Это случилось во время правления герцога Бургундского Филиппа III Доброго, который был покровителем живописцев и крестил в соборе в день освящения алтаря своего первенца.
Открытый вид Гентского полиптиха – это картина поразительного зрелищного богатства, где торжество Бога утверждается через материальную роскошь, чрезмерную, но реальную. Материальная красота под кистью ван Эйка приобретает эстетическую ценность и становится носительницей божественного разума. А закрытый вид алтаря напоминает каждому прихожанину собора о соединение дольнего и горнего миров в момент Благовещения, на который смотрят пророки и сивиллы, предсказавшие приход Христа.
Ян ван Эйк использует традиционную иконографию и в то же время обогащает ее новыми аллюзиями, и строит на знакомой основе новые иконологические принципы построения общей композиции полиптиха. Византийский иконописный канон и средневековые сюжеты, давно знакомые зрителю, вдруг предстают перед ним в обрамлении реалистического пейзажа, когда небесный Иерусалим соединяется со знакомым ландшафтом фламандских городов, а ангел и Дева встречаются у открытого окна, за которым виднеется улица Гента.
Лекция: Ад и рай Иеронима Босха: сатира и мистические прозрения
Семья Босха принадлежит к почти еретическому братству Богоматери, где глубина религиозного переживания несравнима с более светским отношением к христианству как Италии, так и в южных Нидерландах. Его картины – это олицетворение немецкого и северо-нидерландского мировосприятия и тщетной становится попытка психоаналитической трактовки этого художника XV века, учитывая, как многое потеряно и забыто из средневековой культуры, фольклора, традиций малых религиозных братств, алхимии и астрологии.
В год 500-летия со дня смерти великого нидерландского живописца Иеронима Босха мы приглашаем вас на цикл лекций, посвященных жизни и творчеству мастера.
Часть 1. Ад и рай Иеронима Босха: сатира и мистические прозрения
Произведения Иеронима Босха берут начало из бестиария и лубка, они находятся на стыке Ренессанса и поздней готики. «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри», — писали о живописце в XVII столетии. Демоны и чудовища, невероятные механизмы, странные пейзажи сочетаются в творчестве Босха с сатирическим высмеиванием глупости и невежества, ханжества и тщеславия.
Забродина Елена
Историк искусства, лектор, экскурсовод, писатель, участник Musea Brugge Research School и проекта Iconclass-Russia, член Ассоциации искусствоведов, работает в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Выпускница Российского Государственного Гуманитарного Университета (факультет истории искусств)
В 2014 году вместе с коллегами создала просветительский проект «Арт-Депо»
Итальянский Ренессанс и арс нова (северное Возрождение) привлекают меня совершенством линий и удивительной палитрой, нюансами религиозных и мифологических сюжетов и гармонией, которая отчетливо видна в Гентском алтаре братьев ван Эйк и Урбинском диптихе Пьеро делла Франческо. В то же время искусство XIX века, особенно второй половины, тоже завораживает меня – и быстрой сменой направлений – от импрессионизма до символизма, и энергией революции, которую совершает каждый новый мастер – от Мане до Гогена и Сезанна. Живопись и архитектура, скульптура и графика полны идей и мастерства, которые очаровывают публику и позволяют находить новые ракурсы восприятия и получать удовольствие от тонкой игры с материалом и зрителем.
Открытый вид Гентского полиптиха – это картина поразительного зрелищного богатства, где торжество Бога утверждается через материальную роскошь, чрезмерную, но реальную. Материальная красота под кистью ван Эйка приобретает эстетическую ценность и становится носительницей божественного разума. А закрытый вид алтаря напоминает каждому прихожанину собора о соединение дольнего и горнего миров в момент Благовещения, на который смотрят пророки и сивиллы, предсказавшие приход Христа.
Ян ван Эйк использует традиционную иконографию и в то же время обогащает ее новыми аллюзиями, и строит на знакомой основе новые иконологические принципы построения общей композиции полиптиха. Византийский иконописный канон и средневековые сюжеты, давно знакомые зрителю, вдруг предстают перед ним в обрамлении реалистического пейзажа, когда небесный Иерусалим соединяется со знакомым ландшафтом фламандских городов, а ангел и Дева встречаются у открытого окна, за которым виднеется улица Гента.
Лекция: Ад и рай Иеронима Босха: сатира и мистические прозрения
Семья Босха принадлежит к почти еретическому братству Богоматери, где глубина религиозного переживания несравнима с более светским отношением к христианству как Италии, так и в южных Нидерландах. Его картины – это олицетворение немецкого и северо-нидерландского мировосприятия и тщетной становится попытка психоаналитической трактовки этого художника XV века, учитывая, как многое потеряно и забыто из средневековой культуры, фольклора, традиций малых религиозных братств, алхимии и астрологии.
В год 500-летия со дня смерти великого нидерландского живописца Иеронима Босха мы приглашаем вас на цикл лекций, посвященных жизни и творчеству мастера.
Часть 1. Ад и рай Иеронима Босха: сатира и мистические прозрения
Произведения Иеронима Босха берут начало из бестиария и лубка, они находятся на стыке Ренессанса и поздней готики. «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри», — писали о живописце в XVII столетии. Демоны и чудовища, невероятные механизмы, странные пейзажи сочетаются в творчестве Босха с сатирическим высмеиванием глупости и невежества, ханжества и тщеславия.
Забродина Елена
Историк искусства, лектор, экскурсовод, писатель, участник Musea Brugge Research School и проекта Iconclass-Russia, член Ассоциации искусствоведов, работает в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Выпускница Российского Государственного Гуманитарного Университета (факультет истории искусств)
В 2014 году вместе с коллегами создала просветительский проект «Арт-Депо»
Итальянский Ренессанс и арс нова (северное Возрождение) привлекают меня совершенством линий и удивительной палитрой, нюансами религиозных и мифологических сюжетов и гармонией, которая отчетливо видна в Гентском алтаре братьев ван Эйк и Урбинском диптихе Пьеро делла Франческо. В то же время искусство XIX века, особенно второй половины, тоже завораживает меня – и быстрой сменой направлений – от импрессионизма до символизма, и энергией революции, которую совершает каждый новый мастер – от Мане до Гогена и Сезанна. Живопись и архитектура, скульптура и графика полны идей и мастерства, которые очаровывают публику и позволяют находить новые ракурсы восприятия и получать удовольствие от тонкой игры с материалом и зрителем.