[Синхронизация] Как понять шедевры литературы [Алексей Яковлев]

350

«Улисс», «Имя розы» и «Доктор Фаустус» — выдающиеся произведения XX века, которые важно прочитать. Но часто нам сложно понять эти и другие шедевры того времени

Джойс не использует знаки препинания в одной из глав
Почему?

Не пытайтесь найти в этой главе логику. Это поток сознания — художественный приём, который использовали писатели-модернисты, чтобы показать, как размышляет герой. Поток сознания может состоять из обрывочных фраз, образов и ассоциаций, которые сложно разобрать.

Пруст описывает вкус печенья на четырёх страницах
А можно это пролистать?

Пролистать можно. Но это важный художественный приём. Столь детальное описание иллюстрирует идеи Пруста о том, как работает наша память. Автор показывает, что даже самые маленькие и повседневные вещи могут вызвать воспоминания и перенести человека в прошлое.

В «Школе для дураков» Соколова нет сюжета
И зачем это читать?

В этом произведении автор экспериментирует с формой, структурой и языком. Поэтому чтение этой книги помогает расширить наше представление о том, какой может быть литература. Ведь получать удовольствие можно не только от сюжета, но и от ритма текста, образов, аллюзий. Убедимся в этом на курсе!

На курсе мы «по косточкам» разберём книги, без которых невозможно представить литературу XX века.

Расписание
1. 28 сентября 19:00
«Улисс» Джеймса Джойса

В романе около 800 страниц, но его действие длится лишь один день и одну ночь, а главных героев всего трое. Читатель проникает в сознание каждого из них, но не всегда может понять, что происходит с персонажами и о чём они думают. Ведь текст наполнен отсылками, цитатам и символами, которые непросто понять. Попробуем сделать это на вебинаре, а ещё узнаем:

  • Почему роман называется «Улисс»
    Как «Улисс» определил путь развития современной прозы
    Что такое Блумсдэй и как правильно его праздновать
    Почему «Улисс» так сложно переводить на русский язык и кому всё-таки удалось это сделать
    Какой цвет, орган тела и символ соответствуют каждой главе романа
    Как связаны приключения дублинского рекламного агента Леопольда Блума и гомеровского героя Одиссея

Лектор: Ксения Куденко

2. 3 октября 19:00
«В поисках утраченного времени» Марселя Пруста

В романе Пруста воспоминания автора о его жизни переплетаются с размышлениями о пространстве, времени, искусстве и чувствах. Литературоведы часто относят это произведение писателя к «высокому модернизму». Сам термин словно намекает, что роман Пруста — сложное чтение «не для всех». Но так ли это на самом деле? Выясним на вебинаре, а ещё узнаем:

  • Как читать книги, если кажется, что в них нет сюжета
  • Какими традициями французской словесности наполнено произведение Пруста
  • Как средневековые поэты и философы XX века повлияли на Пруста
  • Как связаны между собой семь томов романа и в каком порядке их лучше читать

Лектор: Мирсаид Касымов

3. 7 октября 18:00
«Чевенгур» Андрея Платонова

Роман-утопия о попытках построить коммунизм в отдельно взятом городе — одно из самых ярких произведений в русскоязычной литературе XX века. На вебинаре узнаем, почему этот роман был издан только спустя 50 лет после создания, а ещё выясним:

  • Почему западные критики сравнивают Платонова с Францем Кафкой
  • Как Платонов относился к своим героям и коммунистическим идеям
  • Чем главный герой романа похож на Дон Кихота
  • Что общего у Платонова и Владимира Маяковского

Лектор: Михаил Эдельштейн

4. 11 октября 19:00
«Доктор Фаустус» Томаса Манна

Немецкий писатель Томас Манн написал первые страницы романа в 1943 году, находясь в США. В историю о композиторе Адриане Леверкюне он вплёл философские рассуждения о кризисе культуры, истоках фашизма, роли искусства, связи судьбы одного человека и целой страны. На вебинаре узнаем, почему автор сделал главным героем именно композитора, а ещё выясним:

  • Как произведения Гёте и Достоевского повлияли на Манна и создание романа
  • Как Манну удалось создать правдивую мистификацию
  • Зачем Леверкюн пошёл на сделку с силами зла и к чему это привело
  • Как связан главный герой романа и немецкий философ Фридрих Ницше
  • С кем советовался Манн, когда писал роман

Лектор: Алексей Яковлев

5. 14 октября 18:00
«Школа для дураков» Саши Соколова

Писатель Владимир Набоков назвал роман Соколова о мальчике с раздвоением личности «обаятельной, трагической и трогательнейшей книгой». На вебинаре выясним, чем этот постмодернистский роман покорил Набокова, критиков и читателей, а ещё узнаем:

  • Как учительница может превратиться в ветку акации, а железнодорожный служащий — в японского поэта
  • Почему герой способен общаться с Леонардо да Винчи и апостолом Павлом
  • Как устроены время и пространство в «Школе для дураков»
  • Почему Саша Соколов в середине 1980-х практически перестал писать

Лектор: Михаил Эдельштейн

6. 17 октября 19:00
«Имя розы» Умберто Эко

Дебютный роман итальянского медиевиста Умберто Эко вышел в 1980 году и сразу стал бестселлером. История о средневековом монахе, который расследует загадочные убийства в аббатстве, переведена на 45 языков и входит в список 100 книг века по версии Le Monde. На вебинаре выясним, почему роман стал таким популярным, а ещё узнаем:

  • Кто и зачем оставлял надписи и рисунки на полях средневековых книг
  • Почему «Имя розы» — образцовый постмодернистский роман
  • О какой розе речь в названии книги

Лектор: Ксения Куденко

7. 24 октября 19:00
«Бесконечная шутка» Фостера Уоллеса

Многие критики ставят книгу Уоллеса о мире недалёкого будущего в один ряд с «Улиссом» Джойса и называют одной из величайших книг XX века. На вебинаре узнаем, как современному американскому автору удалось создать такой значимый и необычный роман, а ещё выясним:

  • Кто и почему считал «Бесконечную шутку» шедевром ещё до публикации
    Как Уоллес отказался от постмодернистской иронии и громко заявил о возвращении к искренности
    Что ищут герои «Бесконечной шутки»