[Дом культуры Льва Лурье] Братья Морозовы. Великие нехудожники [Юлия Лукьянова]

80

Великими могут быть не только художники, но и коллекционеры. На рубеже XIX-XX веков московская купеческая среда породила сразу несколько уникальных собирателей искусства, среди которых наиболее выдающимися были представители семей Щукиных и Морозовых. «Наиболее» — потому что именно они первыми в мире начали собирать современную французскую живопись.

Братьев Морозовых было двое, Щукиных – четверо. Эти люди были не просто разными – практически противоположными. Их подходы к формированию коллекций тоже отличались кардинально. О разных корнях гениальности и ее последствиях поговорим на двух лекциях.

Морозовы были старообрядцы.
Принято думать, что это эдакие «наши протестанты», прогрессивные люди. Но вот: «Жена Саввы Морозова-старшего, родившая сына Тимофея в 45 лет, молилась, чтобы он скорее умер и избавил её от такого позора (и так молилась, пока сыну не исполнилось 20). Внук основателя династии, сын Тимофея, которого тоже звали Савва, навсегда поссорился с родителями, когда решил жениться на разведённой женщине. Отец его возлюбленной Зинаиды, тоже богатый старообрядец, узнав, что она разводится с первым мужем, сказал единственной дочери: «Лучше б ты умерла, чем такой срам». Но жених учился в Кембридже и там впитал не только то, что ненавидели его предки, но и любовь к искусству». (с) М. Зыгарь.

Вот такими путями шла в Россию первая в мире коллекция новой французской живописи. Которая была закрытой, так что её не видели даже художники.