[EduNote] Мидас: саморазрушение как символ [Максим Жданов]
170₽
Если героический поступок не несёт риска, то он остаётся без возможности
неудачи или краха. Здесь подразумевается, что в предательстве самого себя и саморазрушении может быть смысл и цель. Это не просто патология, но некий процесс, который имеет какое-то отношение к индивидуации и определению своих границ. Моральные принципы в данном случае могут стать шорами, которые закроют взгляд на полную картину происходящего.
Когда Мидас перестает защищать себя, перестает идеализировать свое прошлое, перестает видеть вещи в черно-белом цвете, его подлинный хаос и явные страдания становятся началом возвращения к самому себе. Крах Мидаса — это не безумие, а инициация. Этот отчаянный катарсис является для Мидаса большим шагом вперед по сравнению с невидимым социально одобряемым отчаянием от его былой мирской жизни, с тем отчаянием, в котором «человек забывает себя, не смеет верить в себя, находит себя слишком рискованным, ему гораздо проще быть как все… копией, числом» (Кьеркегор). Хаос и отчаяние Мидаса — это отчаяние от того, что он забыл «свое имя», последствие осознания своей неспособности быть самим собой, ужас своего предательства со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами и последствиями.
Таким образом, любой симптом даётся как некий знак, который укажет путь к возвращению подлинного существования