[EduNote] Женщина и ум почему быть умной может мешать быть красивой? [Марина Куликова]
120₽
Самая известная работа Шассге-Смиржель была написана для сборника Женская Сексуальность «Новые Психоаналитические исследования». Этот сборник- попытка остаться на платформе фрейдизма, но избежать ловушки монофаллического взгляда на женскую сексуальность, обрести свободу движения, оставаясь преданной учителю.
Тема, которую мы исследуем — преданность отцу, как она проявляется у женщины в выборе ее интеллектуальной деятельности как таковой, в ее способности выйти в социум со своими личными приобретениями, теми, что кроме детей.
- Будет ли у женщины в ее социальной деятельности сказываться желание приблизиться к отцу, и тогда так или иначе женское творчество будет имитировать отцовское?
- Что мешает женщине реализоваться со своим личным уникальным социальным успехом?
- Наконец, как мигрень и другие соматические симптомы символизируют социальную неудовлетворенность?
Шассге-Смиржель начинает с роли отца, которой до сих пор отводилось мало места в предыдущих исследованиях и отводит особое внимание уникальной женской позиции, в которой не существует мужского аналога.
В силу разочарования в первом дурном объекте матери-груди девочка подвергает отца-пенис идеализации, но если мальчик находит пенис у себя, девочке надлежит его добыть, то есть отобрать у матери. За что неминуемо прилетает чувство вины.
Роль отца — это то, что необходимо женщине быть социально активной иметь творческие профессии, зарабатывать деньги. Тогда как роль матери помогает женщине идентифицироваться с материнским и эротическим женским.
Но тот же объект — отец, если женщина испытывает сильную вину за попытку ограбить мать на отцовский пенис, не сможет стать достаточно хорошим, женщина не сможет себя реализовать. В лучшем случае она будет копировать отца, создавая вариации его творчества.
Действительно ли женщины отмечены малым вкладом в культуру, в лучшем случае копируя своих учителей-мужчин?
Три конфликтных позиции, в которые попадает женщина, влекущие «неуспех» в социальной сфере, описаны Шассге-Смиржель:
- Женщина идентифицируется с пенисом отца. Но такая идентификация все же отмечена виной, будет вызывать у женщины парадоксы постоянного неуспеха – собственной кастрированности. Классический пример – женщина секретарша, помощница своего отца.
- Вторая конфликтная позиция: идентифицироваться с отцовским автономным фаллосом, такие женщины нарциссичны и самодостаточны, профессиональным примером будут манекенщицы, балерины.
- Третий конфликтный путь — контридентификация (запрет) с матерью, кастрирующей отца. Окрашен в тона запрета того «много», что женщине нельзя, включая профессиональную или личную деятельность.
С виртуозностью мастера Шассге-Смиржель показывает на клинической виньетке, в ней разные части тела отца, значимые для клиентки, проявлялись в разных сублимационных вариантах в ее профессиональной деятельности в попытке «отремонтировать» кастрированного матерью отца.
Даже если женщине удается добиться временного успеха в свои позициях, она все равно будет испытывать вину и разрушать свой успех, уступая, теряя успех и деньги, отказываясь от истинной свободы говорить от своего имени.
Все эти случаи объединяются определенным типов семейных систем с сильной садистичной матерью и мягким уступающим отцом, включая зеркальное отображение системы.
Все мы в итоге рождены от матери, наши конфликты приведут к ней, не даром древнейших из мифов настаивает, что первый человек — мужчина был создан Богом-отцом. И женщина соглашается на этот миф, лишь бы не увековечить свою привязанность к матери. Как все дороги приводят в Рим, так все конфликты в итоге приводят нас к матери, даже если мы решили посвятить рассказ отцу.
Ведущая предлагает ролик к просмотру для обсуждения на семинаре: женщины, выбравшие неженские профессии.