[Синхронизация] Как понимать музыку [Анна Виленская]

80

О курсе
Поп-музыку и классику принято считать параллельными вселенными. Но это не совсем так. Классические симфонии XIX века, зарубежный рок 70-х и российские поп-хиты 90-х построены по одним и тем же законам.
На курсе узнаем, как устроена музыка и почему одни мелодии заставляют нас смеяться и танцевать, а другие — грустить и плакать. На конкретных примерах увидим, как на человека влияют симфонии, оперы, авангардная, рок- и поп-музыка, и поймём, что нас так привлекает в любимых мелодиях.

Что узнаем
Что объединяет творчество группы Radiohead и российского композитора Николая Римского-Корсакова;
Как смена тональности, аккордов и тембра вызывает у нас чувства радости и скорби;
Какие законы действуют в разных стилях музыки и как они помогают лучше прочувствовать красоту мелодий;
Как смена тональностей в песне группы Queen «The show must go on» заставляет нас плакать;
Как правильно слушать классическую музыку и как она помогает прокачивать память и воображение;
В какой момент и как классическая музыка перетекла в поп-музыку и куда сегодня делась вся классика;
Как сочиняют и строят популярные песни для радио;
Почему одновременно любить творчество Бетховена и Меладзе — это нормально.

Программа курса
Лекция 1.
Как музыка действует на человека
дата: уточняется
Организм человека подчиняется биоритмам и поэтому воспринимает не только внутренние, но и внешние ритмы и пульсации, в том числе и музыкальные. По этой же причине одни звуки кажутся нам приятными, а другие — жёсткими и тревожными. На вебинаре разберёмся, как этой особенностью физиологии пользуются композиторы.
Узнаем:

  • Почему некоторые аккорды кажутся нам приятными, а некоторые — нет;
  • Как наше ощущение красоты в музыке связано с законами физики;
  • Как передать в мелодии тревогу, скорбь, спокойствие, радость и удивление так, чтобы это почувствовали слушатели из любой точки земного шара;
  • Почему под одни песни мы танцуем энергично, а под другие — более расслабленно;
  • Что такое мажор, минор, синкопа и обертонический звукоряд и как эти термины помогают понимать музыку.

Лекция 2.
Как слушать классику
дата: уточняется
До XX века форма произведения была и его содержанием. Именно по этой причине симфонии и оперы были такими длинными. На вебинаре рассмотрим основные музыкальные жанры прошлого и разберёмся, как их слушать, чтобы получать удовольствие. Например, выясним, как устроена форма симфонии, и научимся «читать» её, как книгу.
А ещё узнаем:

  • Как понять эмоциональный сюжет симфонии;
  • Чем по смыслу и содержанию различаются симфонии эпохи классицизма и эпохи модерна;
  • Как работают такие формы, как соната, концерт, вариации и фуга;
  • Что такое полифония и как слушать полифонические произведения эпохи Барокко;
  • Что случилось с классическими формами музыки в XX веке и почему сейчас мы их практически не используем.

Лекция 3.
Как слушать оркестр
дата: уточняется
Слушая произведение в исполнении оркестра, мы не всегда задумываемся, почему композитор дал партию тому или иному инструменту. На вебинаре поговорим о том, как сформировался оркестр и какой характер передаёт звучание каждого из инструментов.
Узнаем:

  • Как композитор выбирает солирующий инструмент;
  • Как эволюционировали инструменты в составе оркестра и какие из них остались в прошлом;
  • Почему партия кларнета пишется не из тех нот, которые реально звучат в произведении;
  • При помощи каких жестов общаются оркестранты во время концерта и зачем валторнисты трясут свои валторны в перерывах;
  • Зачем нужен дирижёр и как измерить его мастерство.

Лекция 4.
Как слушать авангард
дата: уточняется
Композиторы XX века сделали что-то странное. Их музыку, которую мы называем авангардной, слушать трудно и неприятно. На вебинаре узнаем, почему так происходит и как правильно воспринимать авангардную музыку. Выясним, какие смыслы можно вычленить в таких тяжёлых мелодиях, и научимся отличать на слух музыку модерна, постмодерна и метамодерна.
Узнаем:

  • Почему музыка авангарда часто неприятна для слуха;
  • Как на организм человека воздействуют консонансы и диссонансы;
  • Как музыка менялась от модерна к постмодерну и от постмодерна к метамодерну;
  • Как Вагнер сломал классическую гармонию;
  • Почему считается, что XX век в музыке начался в 1915 году.

Лекция 5.
Как слушать джаз и блюз
дата: уточняется
Люди часто говорят, что им нравится джаз или блюз, но что при этом они не понимают, как устроена эта музыка. На вебинаре разберёмся, из чего же состоят эти виды музыки и чем джаз и блюз отличаются друг от друга. Увидим, о чём рассказывает джаз и как он повлиял на классическую музыку XX века.
Узнаем:

  • Что такое джазовый стандарт и блюзовая гамма;
  • Как строятся основные джазовые аккорды и по каким законам они соединяются;
  • Как устроена совместная джазовая импровизация;
  • Чем джаз отличается не только от блюза, но и от классической и эстрадной музыки;
  • Как на человека влияют жёсткие и непонятные аккорды.

Лекция 6.
Как слушать рок
дата: уточняется
Несмотря на внешнюю простоту формы, рок-музыка — это настоящее поле для экспериментов с гармонией, ладами, ритмами и тональностями. Однако зачастую эти открытия и эксперименты спрятаны за тембром голоса исполнителя и текстом песни. А чтобы понять всю магию рока, нужно убрать лишнее, оставить мелодию и насладиться ею. Этим и займёмся на вебинаре.
Узнаем:

  • Как отличать на слух один вид рока от другого;
  • Чем аккорды в роке отличаются от аккордов в классической и эстрадной музыке;
  • Как на нас воздействуют аккорды и ритмы из самых известных рок-композиций;
  • Как Том Йорк (Radiohead) экспериментировал с аккордами, Земфира — с ритмом, а Фредди Меркьюри (Queen) — с тональностями.

Лекция 7.
Как слушать поп-музыку
дата: уточняется
Эстрадная музыка кажется более простой и приземлённой, чем классика или джаз. Но на самом деле, чтобы создать популярный хит и вызвать у слушателя правильные эмоции, автору поп-песни нужно очень хорошо понимать законы гармонии и мелодии. На вебинаре вспомним всё, что узнали на предыдущих вебинарах, и посмотрим, как гармония, лад и ритм работают в поп-музыке.
Узнаем:

  • Почему подбор аккордов для поп-песни — это сложная психологическая работа;
  • Что интересного привнесли поп-жанры в эволюцию музыки;
  • Чем эстрадная музыка отличается от рок-музыки с точки зрения аккордов и ладов;
  • Как устроены популярные мелодии и из каких элементов они состоят;

На какие разделы делятся поп-песни и каким целям служат эти разделы.