[Музей экслибриса] Испанский золотой век живописи: от Веласкеса до Мурильо [Елена Забродина]

60

Испанское искусство в XVII веке переживает небывалый расцвет, несмотря на упадок могущества империи Габсбургов. В стране появляется целая плеяда мастеров, начиная с художника родом с далекого острова Крит, волею судеб занесенного в старинный испанский город Толедо, «нового Апеллеса» — так в эпитафии его назвал один из ведущих испанских поэтов Луис де Гонгора. У Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко, побывает учитель Веласкеса и Сурбарана Франсиско Пачеко, и передаст своим ученикам импульс новой живописи. Однако есть и еще один европейский художник рубежа эпох – Микеланджело Меризи да Караваджо, отблеск гения которого заметен в работах трех ведущих мастеров Испании – и Веласкеса, и Сурбарана, и Риберы. Каждый из них по-своему воплотит синтез высокого и низкого, начатый Караваджо, и создаст шедевры живописи, запечатлев святых и королей, поэтов и прях. И закончим мы лекцию о Испании рассказом о младшем современнике Веласкеса — Бартоломе Эстебане Мурильо, чья нежная сентиментальность уже является прологом к живописи XVIII столетия, и работы которого вплоть до конца XIX века были гораздо лучше известны за пределами Испании, чем картины остальных мастеров золотого века испанской живописи.