[Точка интеллекта] Мифологический ритуал смерти и воскресения: реминисценция архетипа в видеоиграх [Даниил Батурин]
60₽
Образ нисхождения в «элевсинский мрак» как погружающегося в недра земли и восстающего к новой жизни зерна, мифологические образы погружения в чрево чудовища, когда «неофита проглатывает чудовище», и космическая Ночь, переходящая в Восход Солнца как образы побеждаемой Смерти сопровождают мистериальный опыт человечества на протяжении всей истории.
От Древнего Египта и Месопотамии, Ханаана и Финикии, Греции и Древнего Рима до религий современных неписьменных народов, с неизменностью закономерности, такие исследователи религий, как Мирча Элиаде, Карл Кереньи, Роберт Ранке Грейвс, Роже Кайуа, Вячеслав Иванов, Юрий Березкин, Карло Гинсбург, Вальтер Вилли, Гуго Ранер и многие др., фиксируют и анализируют повторяющиеся лейтмотивы нуминозного и образы, связанные с ритуалом смерти и воскресения. Как, по словам М. Элиаде, «некоторые мифические темы все еще сохранились в современной культуре, однако их нелегко распознать, поскольку они подверглись длительному процессу секуляризации», так и мифологический ритуал Смерти и Воскресения стал имплицитным содержательным лейтмотивом многочисленных художественных произведений: в художественной литературе, театре, поэзии, современном кинематографе, и, конечно же, видеоигре. Современный человек всё ещё ощущает потребность в периодическом проигрывании сакральных сценариев, какими бы секуляризованными они ни стали, и такой феномен современной культуры, как компьютерный неомиф, основанный на использовании мифологической архаики, архетипических образов, интерпретации сакрального содержания мифов и репрезентации мифологического мировоззрения, полностью актуализирует данную интенцию.
Мы внимательно проанализируем имплицитное содержание мифологических архетипов в видеоиграх, чтобы выявить эпифанические, теофанические, антропогонические и космогонические символы, связанные со священной мифологемой смерти и воскресения. Поговорим, как мифологема умирающего и воскресающего Героя репрезентирована в современных видеоиграх, на примере: Death Stranding, Doom (2016) и Doom Eternal, Silent Hill 3, Journey, Hades, Season after Fall, Kingdom Hearts II, Dust an Elysian Tail, Devil May Cry, Castlevania: Lords of Shadow и The Void. Постараемся показать, как на основе мифологической и нуминозной образности в видеоиграх перерабатывается архаический миф и конструируется новый тип культуры и искусства – неомифологический, в котором актуализируется концепты «in illo tempore» и «retentissement», содержательно раскрытые в трудах Мирчи Элиаде и Анри Буйяра.