[Точка интеллекта] Славянское язычество. Лекция 5 [Иван Негреев]
70₽
Мы привыкли воспринимать мировые религии, как несвязанные между собой. А зачастую, и противоречащие друг другу. Каждая религиозная традиция, независимо, стала ли она мировой или осталась локальной, в основе своей по-прежнему несет региональные культурно-исторические и национальные особенности. Религии отличают географически, типологически, богословски. Бог может быть один. Или несколько. Или не быть совсем. Как ни крути – религии очень не похожи! Разнятся и основополагающие идеи, и мифы, и ритуалы.
Между тем, религиоведы давно заметили, что при всём многообразии проявлений традиции имеют сходные внутренние структуры. Над объяснением этой загадки бьются многие ученые. Одни полагают, что носители отличных религиозных идей могли некогда общаться и заимствовать что-то друг у друга; либо сами идеи могли иметь общие корни. Другие поддерживают теорию общей структуры религиозного сознания. Третьи объясняют это обстоятельство единством религиозного опыта. Но сколько бы ни было мнений, факт остаётся фактом – во всём множестве религий существует некая общность. Она проявляется в сакральных символах и образах, мифологических сюжетах, ритуальных интуициях. Все это вместе можно назвать религиозными феноменами.
Наш курс мы и посвящаем этим феноменам. В кратком теоретическом введении обсудим понятия мифа, ритуала, символа. После рассмотрим священную символику Земли, божественные образы и мифологемы, с нею связанные. Поскольку Земля – мать не только для живых, но и для усопших, далее поговорим о концепциях загробного мира. Потом перейдем к различным формам зоолатрии – звериным аллегориям – и тематическим мифам. Так продвигаясь, мы будем обсуждать священные символы и образы природы в различных ее проявлениях. Если говорить словами Мирча Элиаде: «ни одно дерево или растение никогда не бывает священным просто как дерево или растение; они такими становятся, потому что участвуют в трансцендентной реальности… через растительность возобновляется в своих разнообразных ритмах и «почитается» вся жизнь, сама природа, ее просят, ей молятся». В итоге, двигаясь как бы от земли к небу (куда, собственно, в основном и стремится религиозный человек), мы доберемся до астрологических образов планетарных богов, до Луны и Солнца.
Тема славянского язычества всегда вызывает бурные дискуссии. А все потому, что однозначных данных о верованиях славян не сохранилось. Попытки реконструировать их религию неизменно приводят к двум крайностям: либо ученые вовсе отказываются от своих гипотез (в силу недостатка и недостоверности информации); либо пытаются воспроизвести славянскую мифологию, взяв за основу структуру греческого или скандинавского пантеона богов. Последнее приводит к созданию множества псевдоисточников. Таких, например, как Велесова книга.
Официальные источники информации в этой теме можно условно разделить на насколько потоков:
1. Средневековые документы. Например, договоры с Византией и летописи. Сюда же относят христианские поучения, и жития — порой в них встречаются сведения о религии славян.
2. Иностранные свидетельства, начиная от Прокопия Кесарийского.
3. Фольклор (и частично сказка).
4. Археология.
Кроме этого, можно говорить о нескольких вспомогательных источниках. Прежде всего это сравнительная индоевропейская мифология (поскольку славяне — часть общей индоевропейской культуры, было бы неправильно рассматривать их верования в отрыве от этого контекста. А значит, некоторые пробелы в информации о славянском язычестве могут быть частично реконструированы на основе индоевропейских материалов).
Специфика источников определяет характер знаний. Так, ученым широко известна «низшая» мифология, особенно образы нечистой силы. Информации о ней много и, как следствие, она хорошо изучена. А вот в знаниях о «высшей» мифологии есть огромные пробелы. По сути, религиоведам известны лишь некоторые имена богов и крайне отрывочные сюжеты их деяний. И даже эти крупицы информации вызывают в ученой среде ожесточенные споры.
В нашем курсе лекций мы не станем пытаться реконструировать славянское язычество – это работа невозможная, да и неблагодарная. Но мы рассмотрим славянские верования, как научную религиоведческую проблему. И постараемся кратко подытожить академические знания по этой теме.