Этническая и национальная идентичность [Марина Куликова]

65

В периоды открытых конфликтов сообществ вновь оживают старые индивидуальные и детские травмы человека, происходит ретравматизация.

Общество реагирует на травму отъездом, эмиграцией, репарацией, релокацией, войной, бунтом. Реакции группы описаны Бионом как бей-беги-создание зависимости.

Релокация в мирное время и релокация в периода конфликтов замешаны на одном и том и тот же, только реакция может быть острее.

Общество и его динамика изучаются групповыми психоаналитиками. Есть шизоидно-параноидная позиция, и мы находимся всегда в балансе между этой и депрессивной позицией. В определенные этапы переживание траура и горя становится недоступным, хотя оно необходимо для процесса взросления и возобновления отношений, как первичная утрата и ее переживание необходима человеку для зрелой любви.

  • Формируется ли этническая идентичность в группе или также в индивиде?
  • Можно ли сказать, что, когда человек говорит о Родине, то это о его матери или семье, а когда он говорит о лидере, то это о его отце?
  • Бессознательное группы и патриотизм группы – что это такое, как его потрогать.
  • В чем особенность русского (российского, советского) патриотизма?
  • «Плохие» аспекты патриотизма — о хтони и хтоническом. Это предки или психотическое ядро?
  • Психотической ядро большой группы- как его исследовать и с ним соприкоснуться

Семинар основан на непереведенных работах Вамика Волкана, посвященных «Этничности» (переводы будут доступны тем, кто оплатил семинар).
К просмотру для дальнейшей дискуссии рекомендуются фильмы-утопии (антиутопии) русского мира:

  • Андрей Тарковский «Сталкер»,
  • Алескей Балабанов «Я тоже хочу»
  • Алексей Герман-старший «Трудно быть богом»
  • Георгий Данелия «Кин-Дза-Дза»