Импровизация для младших школьников использование в структуре урока и постановочном процессе [Ольга Веньяминова]

90

Об импровизации говорят все больше и больше, включают ее в уроки начиная с малышкового возраста, используют при создании лексики и в сотворчестве с детьми.

Но как начать ее применять? С какой стороны подойти?

Об особенностях работы с импровизацией — расскажет на лекции Ольга Веньяминова.

Импровизация в хореографии. Импровизация в работе с детьми

Импровизация — это некое незапланированное действие, фантазия на заданную тему, непосредственный процесс творчества без всякой подготовки.

С одной стороны танец ассоциирует с правильным исполнением движений и заученным хореографическим текстом,
с другой — ассоциация с раскрепощением и «полетом».
Это противоречие связано с все еще существующим противопоставлением двух различных тенденций внутри танца: импровизации и хореографии.

Существует достаточно распространенное заблуждение: в отличие от хореографии, импровизация — это отсутствие школы и техники. На самом деле школа есть, но — другая: техника релаксации и осознания тела, чувствование внутренних сигналов, импульсов движения, чувствование партнера, пространства, времени как элементов, рождающих композицию хореографического произведения.

Это скорее техника раскрытия потенциальных возможностей танцовщиков, что необходимо современному хореографу в создании новой танцевальной «лексики» и в работе над образом.

Импровизация:

  • способ создания постановки;
  • сценическое произведение;
  • структурная импровизация.

Сценическая импровизация — структурированное произведение с заданной задачей и заранее продуманными «якорями». Сценическая импровизация — это не готовый материал, но в ней должна быть структура действий с конкретными фокусами внимания, только тогда это будет интересно.

Импровизация в работе с детьми

Импровизация для детей — это сотворчество, они чувствуют свою причастность, свою ответственность и понимают что танцуют себя. Важный момент — вам самим это должно быть интересно!

Ставьте детям четкую задачу и вычленяйте из получившегося лучшее. При импровизации детей обязательно подбирайте тематику по возрасту.

Если в вашей постановке есть соло — дайте солисту свободу, введите импровизацию. Таким образом он будет более открытым и эмоциональным. Но эта сольная партия не должна быть бездумной («Танцуй что хочешь!») — вы должны обсудить с исполнителем смысл и суть его соло, задать ему определенные рамки.

Если вы только начали вводить импровизацию в занятия с детьми — не исправляйте их. Дайте им возможность полностью высказаться, почувствовать, что это можно делать. А уже впоследствии вы можете начинать понемногу направлять их в импровизации, указывать на то, как можно было бы лучше сделать.
При импровизации детей обязательно подбирайте тематику по возрасту. Например, для дошколят и младших школьников будет близок герой мультика, сказки, животное и т.д.
В 7-8 лет не стоит вводить командную работу в импровизацию: в этом возрасте у детей еще слишком ярко выражено собственное «Я». Гораздо важнее, чтобы ребенок почувствовал свободу и возможность ошибаться.
В 9-10 лет можно начинать вводить командную работу в импровизации — для обучения взаимодействию в коллективе. Можно вводить в импровизацию более сложные образы — эмоции, которые переживают ученики.
С 10 лет ученики способны полностью использовать импровизацию в работе. Но в этот период начинает появляться стеснение — поэтому стоит четко формулировать простые и понятные задачи в импровизации.
С 14 лет можно вводить контактную импровизацию и технику партнеринг.

Введение импровизации в занятия с детьми

Прежде чем вводить импровизацию в постановку или использовать ее для создания лексики — стоит познакомить учеников с самой импровизацией и ввести ее в структуру урока.

Какой порядок введения импровизации предлагает Ольга:

  1. Танцевальная разминка под различную музыку.
  2. Импровизация в кроссах:
    — Введение импровизации на физическое состояние и его изменения (большой-маленький).
    — Введение понятия различного качества движения.
    — Введение работы с темпоритмом.
  3. Кроссы в парах.
  4. Свободная импровизация по диагонали под музыку.

Работа с музыкой и темпом в импровизации

Большинство учеников слышит музыку и ритмическую структуру в ней. Но мало кто из них обращает большое внимание на эту музыку: ее характер, скорость, эмоциональную окраску. Поэтому рассмотрим приемы, которые педагог использует в своей работе.

Работа с музыкой:

  • Упражнение «Рисуем музыку»
  • Усложнение: импровизация по схеме с закрытыми глазами.
  • Упражнение «Ванька-Встанька»
  • Парное упражнение «Зеркало»
  • Упражнение «Дорисуй сюжет»
  • Групповое упражнение «Треугольник»

Длительность лекции: 58 минут