Сильная женщина [Мария Беликова]

180

«Сильная женщина плачет у окна» — так поется в одной известной песне.

И правда, есть в обществе идея о том, что женскую силу надо бы придерживать, где-то притвориться слабой, где-то проявить мудрость, где-то попросить помощи у сильного мужчины. Есть также идея, что сильную женщину «мужчины не выдерживают» и надо бы себя в этом месте как-то поменять.

Однако, когда сила накоплена в нескольких поколениях, притворяться и подыгрывать непросто. Да и отказываться от части себя — это не верно, сродни энергетическому самоубийству.

Сами женщины приходят за расстановкой примерно с такими запросами: «я так устала все тащить на себе», «все держится только на мне, не могу расслабиться», «я успешная, независимая, все у меня хорошо, только отношения не складываются» или «хочу замуж, но достойных (равных) нет».

Так уж вышло, что в нескольких предыдущих поколениях и по сей день мужчины были выдернуты из обычной жизни разными большими социальными и историческими процессами — репрессии, война, алкоголизм, 90-е, снова алкоголизм, и опять война. Женщины, терявшие своих мужей и отцов, учились жить без них.

Количество боли, связанной с утратой мужского, безмерно: мужское, которое просто исчезает, умирает, пропадает без вести; мужское, которое бросает и предает; мужское, на которое нельзя положиться. Все это боль, ненависть, утрата безопасности. Там, где мужское исчезло, женщина создала свой образ мужского, нарастила свою крепость и твердость. Сильная и независимая, она и не уязвима. Бросит, предаст, умрет? А я устаю на ногах, выживу. И детей смогу «поднять».

Имея такую силу, очень сложно проявлять так называемую слабость и уязвимость. Сложно признавать потребность в заботе, сложно просить, сложно нуждаться. Мы привыкаем быть сильными и твердыми, не позволяем себе «ныть», «расклеиваться». Тем самым мы несём в своих телах огромное количество напряжения, накопленную усталость.

За этой силой и независимостью мы учимся не слышать свой страх, не слышать свою боль и тоску по мужскому, становимся не чувствительными к себе, и, как следствие, к другим. Детские капризы, слезы, истерики тогда могут быть для нас невыносимы. И мы учим своих дочерей тоже быть сильными.

В отношениях же нам сложно встречаться с тем, что было накоплено в нескольких поколениях до нас. Иногда проще вообще жить «самодостаточной» жизнью и не иметь дело с недоверием к мужскому, со страхом его потерять, со злостью и обидой, которую мы несём за маму, бабушку и далее, и с другими сложными чувствами.

В расстановках мы смотрим, какой процесс требует такой силы и такой крепости. Смотрим в то недоверие, в страхи, которое держат нас напряжении. Из расстановочных динамик здесь может быть и «мама, я буду тебе лучшим мужем чем мой отец», и «буду тебе лучшим родителем». Здесь и несение чувств за всех женщин, выживавших без мужчин. Здесь и травмы, связанные с базовой не безопасностью, как рядом с папой, который «бил и пил», так и с мамой, чьих сил хватало только на женское и холодное воспитание.

Нет идеи отказываться от чего-то в себе. Но есть идея снизить то количество напряжения, которое иногда не дает нам покоя ни внутри, ни снаружи. Которое гонит нас в развитие, в бизнес, изматывающую работу.

Когда есть возможность расслабиться, все эти же процессы можно делать с удовольствием, с меньшими усилиями. Из другого состояния, где сил может быть затрачено меньше, а результата больше.

О том, что есть женская сила, и какие есть проходы в работе с этой темой, будем говорить на группе практики. Поисследуем в упражнении свою силу, учащиеся смогут сделать расстановки под зачет.