Адаптация терапии к онлайн-среде. Самостоятельный [Кирилл Кошкин]

200

Как вести индивидуальную и групповую терапию дистанционно, чем заменить недостатки и как использовать достоинства онлайн-формата.

Мир изменился. Пандемия, карантин, изолированность задают нам новые правила и форматы работы.
Всё чаще терапевты пробуют перевести свою практику в онлайн. Ведь если сейчас не освоиться в этом пространстве, то можно остаться за бортом ковчега, который неудержимо рвётся в какую-то новую реальность.
Поначалу кажется, что нет ничего сложного в том, чтобы просто начать консультировать в Скайпе или Зуме. Но между разовыми онлайн-сессиями и терапией по сети есть масса различий.

При полном переводе работы в онлайн терапевты часто сталкиваются со сложностями:

  • Плохой контакт. Качество контакта не то. Я не вижу человека целиком, не могу считывать его невербальные посылы, знаки тела.
  • Финансовые вопросы. Не могу определить стоимость онлайн-сессий, должны ли они быть дешевле, чем обычные. В онлайне возникает ощущение, что я «чего-то не додала.
  • Нехватка приватности: Клиент не може расслабиться, потому что в соседней комнате семья, дети.
  • Нарушения терапевтического контракта. Онлайн клиенты чаще просят о переносе встреч, чаще пропускают. Во время сессии легче отвлечься и мне, и клиенту, это даже не всегда можно заметить.
  • Привычные техники не работают. Мне некомфортно. В работе я часто использую пространство кабинета, разные предметы для расстановок,что затруднительно онлайн. Чувствую себя стесненной.
  • Технические сложности. Связь прерывается, клиент жалуется,что плохо слышит меня. И я не понимаю, куда смотреть: в камеру (то есть как бы в глаза), теряя из виду лицо клиента, или на экран, но тогда мой взгляд будет «мимо» собеседника.
  • Усталость. В онлайне больше напрягаюсь и устаю.Есть ощущение работы в хрупких и подвижных рамках, неустойчивых, и нужно прилагать дополнительные усилия, чтобы держать то, что в офлайне держится само.
  • Клиенты «отваливаются». Часть клиентов отказалась переходить в онлайн формат. У меня практика ополовинилась после карантина, каждый день по человеку-двое уходило первую неделю.

Онлайн требует адаптации всех аспектов нашей работы – от деталей терапевтического контракта до специфики переноса и контрпереноса.
И в частности – проработки виртуального образа терапевта. Потому что терапевт на экране гаджета – это другой терапевт. Не такой, как у себя в кабинете.

Иными словами – нам нужен терапевтический аватар.
Именно он будет проводить терапию – а мы будем им управлять, как персонажем в онлайн-игре.
Приглашаю вас освоить онлайн-формат и выстроить ваш виртуальный рабочий образ на курсе «Аватар психотерапевта. Адаптация терапии к онлайн-среде».

Что в программе:

  • Онлайн-терапия – разница есть!
    Корабль Тесея и терапевтический процесс
    Все психотерапевты – виртуальные. Но есть нюанс…
    Ограничения и возможности онлайн-терапии
  • С чего начать: внутренняя подготовка
    Мифы и установки, которые мешают терапевту работать онлайн
    Я «живой» и я «виртуальный» — не одно и то же
    «Живой» и «виртуальный» клиент – тоже разные люди
    Как работают психотерапевтические механизмы в онлайне
    Особенности переноса при работе онлайн
  • Техническая подготовка
    Виртуальный кабинет терапевта
    Сделайте себе удобно
    Какое оборудование вам понадобится
    Какими программами лучше пользоваться
  • Особенности контракта
    Стиль работы меняется – меняется и контракт
    Может ли клиент выходить на связь из ванной?
    Что делать, если в сеанс врываются дети, собаки, курьеры…?
    Какой должна быть стоимость терапии онлайн?
    Какие ещё пункты необходимо прописать в контракте?
  • Организация процесса: индивидуальная терапия
    В чём разница между виртуальным и живым присутствием
    Как конструируется виртуальный образ (аватар) терапевта
    Когнитивно-информационный стиль ведения терапии
    Неочевидные выгоды онлайн-терапии для клиента
  • Организация процесса: группа
    Как отбирать участников группы – и зачем это делать
    Чем правила онлайн-группы отличаются от правил «живых» встреч
    Закрывать группу или оставить открытой?
    Особенности групповой динамики в онлайне
    Как готовить сценарий занятий – и почему он особенно важен