Анатомия травмы: классический психоанализ, юнгианский подход и британская школа [Мария Кутузов]

295

Психическая травма – это специфическая разновидность человеческого опыта. По сути, это глубоко индивидуальная и чрезвычайно сильная эмоциональная реакция на внешнее событие. Эта реакция превышает психическую выносливость человека и приводит к патологическим изменениям в его душевной жизни. Психическая травма подразумевает столкновение человека с ненормальными, выламывающимися за рамки привычного течения жизни обстоятельствами, такими как: насилие (эмоциональное, сексуальное, физическое – в том числе и война), несчастный случай, природная катастрофа, смерть близкого.
Психическая травма наносит глубокий вред и значительный ущерб психике человека. Этот вред никогда не может быть полностью исправлен, а ущерб никак не может быть в полной мере компенсирован. Однако

при помощи психотерапии вред, нанесенный травмой душе человека, может быть отчасти смягчен, а ущерб в некотором смысле амортизирован.
Курс “Анатомия травмы” посвящен рассмотрению вопросов о том, как именно мы можем наиболее эффективно помочь нашим клиентам исцелиться от последствий травмирующих событий в их жизни.
Цель курса:

  • формирование, углубление и расширение представлений о психической травме;
  • понимание принципиальных отличий терапевтической работы в парадигме психической травмы от работы в рамках традиционного психоанализа;
  • знакомство с практическими методами терапевтической работы;
  • изучение положительного опыта коллег, работающих с психической травмой в психоаналитическом подходе по всему миру.

Программа курса:
Вебинар 1: “Первая” и “вторая” теория травмы Зигмунда Фрейда — 16 ноября в 18.00 по Мск.- видеоматериалы для просмотра: «Раннее соблазнение и механизм последействия”, “Принцип навязчивого повторения”
— основная литература и дополнительные материалы:

  • З. Фрейд, “Этюды по истерии” (1895);
  • З. Фрейд, эссе “По ту сторону принципа удовольствия” (1920);
  • З. Фрейд, “Набросок психологии».

Вебинар 2: Концепция “психической травмы” и нюансы работы с ней в рамках британской школы объектных отношений — 23 ноября в 18.00 по Мск
— видеоматериалы для просмотра: «Сконтейнировать неконтейнируемое”
— основная литература и дополнительные материалы:

  • книга У. Биона “Научение через опыт переживания” (1962);
  • статья д-ра К. Гарлэнд “Размышляя о травме” (1998).

Вебинар 3: “Внутренний мир травмы” и пути её исцеления в юнгианской традиции аналитической психотерапии — 30 ноября в 18.00 по Мск
— видеоматериалы для просмотра: “Юнгианский подход в действии”, “Внутренние “защитники” как “преследователи”: нюансы работы со злокачественными внутренними объектами”
— основная литература и дополнительные материалы:

  • книги д-ра Д. Калшеда “Внутренний мир травмы” (1996) и “Травма и душа” (2013).

Вебинар 4: Практикум: разбор клинических случаев — 7 декабря в 18.00 по Мск
— видеоматериалы для просмотра: “Изнасилование мисс О.: разбор клинического случая”, «“Обида” и “позиция жертвы” как защиты»
— основная литература и дополнительные материалы:

  • Решетников М.М. «Психическая травма»;
  • сборник “Понимание травмы. Психоаналитический подход”. Лондон, 1998.

Для кого:

  • для студентов психологических факультетов;
  • для начинающих специалистов любых модальностей;
  • для всех, интересующихся темой “травмы”.