[Apeiron] Киносеминар Ярость [Алексей Арестович]

125

Киносеминар по фильму «Ярость» с Алексеем Арестовичем

Дисциплинарное общество мастерски превращает нас в «человека удобного».

Но когда такая роль начинает нас сдерживать, внутри пробуждается ярость.

Ярость не приветствуется. Она осуждается. «Ярость — это крайняя форма гнева, когда человек теряет контроль над собой».

Люди ее боятся, подавляют или пытаются использовать в своих целях.

Мы будем разбирать фильм про тех, кто сумел оседлать ярость.

«Ярость» («Fury», 2014, США) — военный приключенческий боевик Дэвида Эйера, действие которого разворачивается на Западном фронте в заключительной фазе Второй мировой войны.

В центре сюжета — звездный ансамбль в лице Брэда Питта, Логана Лермана и Шайа ЛаБафа.

Сюжет фильма

Фильм мог получить другое название, но его создатели выбрали игру слов: название модификации танка «Шерман», на котором действует экипаж, — «Ярость» (Fury).

Именно ярость становится ключевым чувством для выживания и побед, которые одерживает персонаж Брэда Питта, командира танкового экипажа.

Молодой писарь, оказавшийся в экипаже Питта, изначально не готов к участию в войне и тем более к противостоянию ярости.

Он не искал этого. Он не желал этого.

Но жизнь, не спрашивая нас, заставляет нас столкнуться лицом к лицу с внешними обстоятельствами или внутренними вызовами, иногда их сочетая, и направляет нас по пути, который выглядит как цепь катастроф, ужасов и страхов.

Или цепь психологических смертей — когда мы умираем для старого и рождаемся для нового, в итоге находя путь к себе и к своим истинным целям.

Харизматичный сержант, командир танкового экипажа, для молодого бойца становится «личным демоном».

Крайне брутально и в жутких обстоятельствах, Бред Питт вытягивает этого новобранца к себе настоящему. Развитие новобранца четко отслеживается на протяжении всего фильма.

Сержант наставляет его на взаимодействие с женщинами, врагами, смертью и самим собой.

И в финале картины происходит ключевой момент: умирающий Брэд Питт передает новобранцу суть ярости, которая служила ему фундаментальной энергией.

Основные темы и конфликты

Если рассматривать фильм как метафору взаимодействия между сознанием и подсознанием, где Брэд Питт — это подсознание, а новобранец — сознание, то открываются глубинные смыслы нашей внутренней и социальной жизни.

Фигура «личного демона» выступает центральной в программе подсознания, определяя базовый источник нашей энергии и путь эволюционного развития.

Рассмотрение отношений сержанта и молодого бойца как диалога с личным демоном открывает новые перспективы для самопознания.

Мы исследуем, как сержант «вакцинирует» молодого бойца яростью, доходя до кульминации в финале, когда он, умирая, передает ему мужскую инициацию.

Мужская инициация — тема точно так же репрессированная в нашей культуре, как и сама ярость.

Это забытая и затоптанная тема, которую надо бы восстановить, потому что без мужского мир не проживет.

И вот как это мужское проявляется, какую роль оно играет в судьбе этого человека, как работает подсознание с сознанием, какими этапами и как происходят инициации, что она значит — мы разберем на киносеминаре.

Анализ фильма проводится по трем ключевым направлениям:

1. Как фильм снят технически.
2. Личные выводы: применение полученных знаний в жизни.
3. Выводы о культуре общества в контексте темы семинара.