[Apeiron] Модуль Искусство читать. Занятие 1 [Алексей Арестович]

35

Курс «Искусство мыслить и говорить»
Модуль 2. «Искусство читать»

Обновленная версия 2022

Модуль, который покажет вам возможности нового прочтения не только текстов, но и всего что можно интерпретировать: музыку, видео, символы и картины.

Чтение — одна из функций мышления. Мышление отличается от думания дважды: тем, что создаёт иное в мыслящем, то, знания чего у него не было раньше. Мышление — самостоятельный продукт, в отличие от думания, которое комбинирует известные знания общего достояния.

Курс «Искусство мыслить и говорить» содержит 10 основных модулей:

  1. Искусство мыслить
  2. Искусство читать
  3. Искусство аргументировать
  4. Профайлинг
  5. Стратегия
  6. Искусство быть автором
  7. Искусство принимать решения
  8. Искусство говорить
  9. Искусство общаться
  10. Семантическое пространство

Большинство из нас читать не умеют.

Во-первых, мы не понимаем — зачем мы читаем?.. Чтение в наше время в очень большой степени превратилось в индустрию развлечений, и вместо знаний, мы извлекаем из книг впечатления.
Впечатления, как дым: появились и исчезли, и верным признаком не умеющего читать человека, является его неспособность пересказать прочитанную книгу слишком мало остаётся в памяти, ещё меньше, в понимании.

Во-вторых, мы не умеем выбирать — что читать?.. А не умеем, потому, что не умеем определить авторский замысел и сравнить его на соответствие со своим. Мы читаем по темам и по моде. Темы, между тем, редко прямо соотносятся с предметом текста, и ещё нелинейнее — с замыслом автора.
А мода — редко соотносится с нашими личными темами и задачами.

В-третьих, мы практически не умеем, определять контекст, из которого пишет автор. А контекст радикально преобразует текст, так, как нам и в голову прийти не могло: до того, как мы воспитали привычку его учитывать.

Итак, существует крест стратегии чтения.

Вертикальное измерениеэто чтение трёх страниц:

  • той, что написана (текст);
  • второй над ней — с авторским замыслом (подтекст);
  • третьей — из авторского контекста (контекст).

Горизонтальное измерение слева направо:

  • пересказываем текст кратко: устанавливаем в нем основное содержание и связи мыслим;
  • пересказываем авторскую мысль своими словами, не употребляя слова, термины и понятия автора — мыслим самостоятельно;
  • устанавливаем значение этих связей, авторскую идею и динамику развития идеи мыслим независимо;
  • пересказываем идею автора одним предложением, поднятым до уровня метафоры или крылатого высказывания — мыслим оригинально.

Это путешествие похоже на захватывающий детектив, археологическую экспедицию, путешествие на другую планету. Мы отыскиваем спрятанные сокровища, чтобы сделать их своими, обогатить себя. Читать тексты сегодня — недостаточно.

Поэтому, мы будем учиться читать ещё и видео-ряды: от видеоклипов до отдельных программ и фильмов. Логика их создания схожа с созданием текста, язык другой, и сегодня, когда очень многое смещается в видео, этот язык нужно знать.

Кроме того, мы будем учиться читать и символы. Правильное чтение не просто способно дать нам новые знания. Оно способно сущностно изменить нас, дать нам новую жизнь.

Внимание: этот курс не курс чтения какой-то конкретной книги или видеосюжета.

Это курс о том, как читать вообще: разные книги и разные видеоряды разных жанров и авторов, от научных до сказочных.) Мы выясним, что знания — это информация, собранная нами на основе определённой цельности, за цельностью стоят концепции, за концепциями — принципы, а за принципами — идеи, которые их собирают воедино, и, наконец, главная идея произведения — вместе с определенным взглядом на вещи, который она формирует. Все это мы учимся определять в ходе занятий.

В итоге, вы получите практические навыки понимания прочитанного до такой степени, чтобы извлечь из него не только знания, но и ценности. Ценности, которые, возможно, сделают нас другими людьми.