[Апейрон] Искусство читать. Занятие 1 [Алексей Арестович]
80₽
Школа мышления «Апейрон» проводит набор на модуль «Искусство читать», один из модулей курса «Искусство мыслить и говорить».
Чтение — одна из функций мышления.
Мышление отличается от думания дважды:
— тем, что создаёт иное в мыслящем, то, знания чего у него не было раньше;
— мышление — самостоятельный продукт, в отличие от думания, которое комбинирует то, что уже знакомо.
Большинство из нас читать не умеют.
Во-первых, мы не понимаем — зачем мы читаем?..
Чтение в наше время в очень большой степени превратилось в индустрию развлечений, и вместо знаний, мы извлекаем из книг впечатления.
Впечатления, как дым: появились и исчезли, и верным признаком не умеющего читать человека, является его неспособность пересказать прочитанную книгу — слишком мало остаётся в памяти, ещё меньше, в понимании.
Во-вторых, мы не умеем выбирать — что читать?..
А не умеем, потому, что не умеем определить авторский замысел и сравнить его на соответствие со своим.
Мы читаем по темам и по моде.
Темы, между тем, редко прямо соотносятся с предметом текста, и ещё нелинейнее — с замыслом автора.
А мода редко соотносится с нашими личными темами и задачами.
В-третьих, мы практически не умеем, определять контекст, из которого пишет автор.
А контекст радикально преобразует текст, так, как нам и в голову придти не могло: до того, как мы воспитали привычку его учитывать.
Итак, существует крест стратегии чтения.
Вертикальное измерение это чтение трёх страниц:
— той, что написана (текст)
— второй над ней — с авторским замыслом (подтекст),
— третьей — из авторского контекста (контекст).
Горизонтальное, слева — направо:
— пересказываем текст кратко: устанавливаем в нем основное содержание и связи — мыслим;
— пересказываем авторскую мысль своими словами, не употребляя слова, термины и понятия автора — мыслим самостоятельно;
— устанавливаем значение этих связей, авторскую идею и динамику развития идеи — мыслим независимо;
— пересказываем идею автора одним предложением, поднятым до уровня метафоры или крылатого высказывания — мыслим оригинально.
Это путешествие похоже на захватывающий детектив, археологическую экспедицию, путешествие на другую планету:
— мы отыскиваем спрятанные сокровища, чтобы сделать их своими, обогатить себя.
Читать тексты сегодня — недостаточно.
Поэтому, мы будем учиться читать ещё и образы: от видеоклипов до отдельных программ и фильмов.
Логика их создания схожа с созданием текста, язык другой, и сегодня когда очень многое смещается в видео, этот язык нужно знать.
Кроме того, мы будем учиться читать и символы.
Правильное чтение, не просто способно дать нам новые знания. Оно способно сущностно изменить нас, дать нам новую жизнь.
Чтение — одна из функций мышления.
Мышление отличается от думания дважды:
— тем, что создаёт иное в мыслящем, то, знания чего у него не было раньше;
— мышление — самостоятельный продукт, в отличие от думания, которое комбинирует то, что уже знакомо.
Большинство из нас читать не умеют.
Во-первых, мы не понимаем — зачем мы читаем?..
Чтение в наше время в очень большой степени превратилось в индустрию развлечений, и вместо знаний, мы извлекаем из книг впечатления.
Впечатления, как дым: появились и исчезли, и верным признаком не умеющего читать человека, является его неспособность пересказать прочитанную книгу — слишком мало остаётся в памяти, ещё меньше, в понимании.
Во-вторых, мы не умеем выбирать — что читать?..
А не умеем, потому, что не умеем определить авторский замысел и сравнить его на соответствие со своим.
Мы читаем по темам и по моде.
Темы, между тем, редко прямо соотносятся с предметом текста, и ещё нелинейнее — с замыслом автора.
А мода редко соотносится с нашими личными темами и задачами.
В-третьих, мы практически не умеем, определять контекст, из которого пишет автор.
А контекст радикально преобразует текст, так, как нам и в голову придти не могло: до того, как мы воспитали привычку его учитывать.
Итак, существует крест стратегии чтения.
Вертикальное измерение это чтение трёх страниц:
— той, что написана (текст)
— второй над ней — с авторским замыслом (подтекст),
— третьей — из авторского контекста (контекст).
Горизонтальное, слева — направо:
— пересказываем текст кратко: устанавливаем в нем основное содержание и связи — мыслим;
— пересказываем авторскую мысль своими словами, не употребляя слова, термины и понятия автора — мыслим самостоятельно;
— устанавливаем значение этих связей, авторскую идею и динамику развития идеи — мыслим независимо;
— пересказываем идею автора одним предложением, поднятым до уровня метафоры или крылатого высказывания — мыслим оригинально.
Это путешествие похоже на захватывающий детектив, археологическую экспедицию, путешествие на другую планету:
— мы отыскиваем спрятанные сокровища, чтобы сделать их своими, обогатить себя.
Читать тексты сегодня — недостаточно.
Поэтому, мы будем учиться читать ещё и образы: от видеоклипов до отдельных программ и фильмов.
Логика их создания схожа с созданием текста, язык другой, и сегодня когда очень многое смещается в видео, этот язык нужно знать.
Кроме того, мы будем учиться читать и символы.
Правильное чтение, не просто способно дать нам новые знания. Оно способно сущностно изменить нас, дать нам новую жизнь.