[Апейрон] Искусство читать. Занятие 6 [Алексей Арестович]

100

— Чтение — одна из функций мышления.

Мышление отличается от думания дважды:

— тем, что создаёт иное в мыслящем, то, знания чего у него не было раньше;
— мышление — самостоятельный продукт, в отличие от думания, которое комбинирует то, что уже знакомо.

Большинство из нас читать не умеют.

Во-первых, мы не понимаем — зачем мы читаем?..

Чтение в наше время в очень большой степени превратилось в индустрию развлечений, и вместо знаний, мы извлекаем из книг впечатления.

Впечатления, как дым: появились и исчезли, и верным признаком не умеющего читать человека, является его неспособность пересказать прочитанную книгу — слишком мало остаётся в памяти, ещё меньше, в понимании.

Во-вторых, мы не умеем выбирать — что читать?..

А не умеем, потому, что не умеем определить авторский замысел и сравнить его на соответствие со своим.

Мы читаем по темам и по моде.

Темы, между тем, редко прямо соотносятся с предметом текста, и ещё нелинейнее — с замыслом автора.

А мода редко соотносится с нашими личными темами и задачами.

В-третьих, мы практически не умеем, определять контекст, из которого пишет автор.

А контекст радикально преобразует текст, так, как нам и в голову придти не могло: до того, как мы воспитали привычку его учитывать.

Итак, существует крест стратегии чтения.

Вертикальное измерение это чтение трёх страниц:

— той, что написана (текст)
— второй над ней — с авторским замыслом (подтекст),
— третьей — из авторского контекста (контекст).

Горизонтальное, слева — направо:

— пересказываем текст кратко: устанавливаем в нем основное содержание и связи — мыслим;
— пересказываем авторскую мысль своими словами, не употребляя слова, термины и понятия автора — мыслим самостоятельно;
— устанавливаем значение этих связей, авторскую идею и динамику развития идеи — мыслим независимо;
— пересказываем идею автора одним предложением, поднятым до уровня метафоры или крылатого высказывания — мыслим оригинально.

Это путешествие похоже на захватывающий детектив, археологическую экспедицию, путешествие на другую планету:

— мы отыскиваем спрятанные сокровища, чтобы сделать их своими, обогатить себя.

Читать тексты сегодня — недостаточно.

Поэтому, мы будем учиться читать ещё и образы: от видеоклипов до отдельных программ и фильмов.

Логика их создания схожа с созданием текста, язык другой, и сегодня когда очень многое смещается в видео, этот язык нужно знать.

Кроме того, мы будем учиться читать и символы.

Правильное чтение, не просто способно дать нам новые знания. Оно способно сущностно изменить нас, дать нам новую жизнь.