[Архэ] Стресс и обучение: как они противоречат друг другу? [Ася Казанцева]

50

В организме все взаимосвязано. Психические процессы влияют на состояние тела, и наоборот. Волнение приводит

к увеличению уровня гормонов стресса в крови, а те, в свою очередь, воздействуют на способность к обучению, в том числе напрямую на рост синапсов, лежащий в основе усвоения новой информации. При этом воздействие стресса оказывается двойственным: он может как стимулировать, так и подавлять формирование воспоминаний в зависимости от того, насколько силен эмоциональный всплеск, насколько значимой кажется информация перепуганному человеку, и насколько сложно она организована. Расплести этот клубок взаимосвязей непросто, но это имеет большое практическое значение: учителям следует поддерживать оптимальный уровень стресса у своих питомцев, студентам — осваивать техники управления стрессом, чтобы не допускать его чрезмерного воздействия на свои академические успехи, а всем, кто работает с людьми — помнить, что под действием сильных отрицательных эмоций окружающие становятся легковерны, но бестолковы.

Лектор: Ася Казанцева — известный научный журналист, лауреат премии «Просветитель», автор бестселлеров о человеческом мозге и поведении. По образованию нейробиолог (биофак СПбГУ + магистратура по когнитивным наукам НИУ ВШЭ + магистратура Бристольского университета по молекулярной нейробиологии).