[Архэ] Жижек! Без шуток? [Дмитрий Хаустов]
170₽
Цикл лекций Дмитрия Хаустова «Жижек! Без шуток?..»
Славой Жижек — возможно, самый влиятельный и, без сомнения, самый известный из современных философов. Искусно и с фирменным задором скрещивая лакановский психоанализ с современным кинематографом и гегелевскую философию с (зачастую) непристойным юмором, ему удалось практически невозможное: сделав его увлекательным и остросюжетным, представить теоретический дискурс массовой аудитории и вызвать у этой аудитории неподдельный интерес к таким исконно тяжеловесным вещам, как «негативность», «диалектический материализм» или «триада Символического, Воображаемого и Реального». Несмотря на предсказуемый скепсис, который подобная популяризация теории вызывает у представителей Академии, Жижек с успехом сопротивляется обвинениям в профанации: там, где надо быть «серьезным», он демонстрирует уверенное владение теоретическим аппаратом философии и психоанализа. Более того, его популяризация теории не просто отлична от профанации, она ей прямо противоположна — ведь «популярные» формы современной культуры Жижек использует именно для того, чтобы продолжить, усилить, умножить классические философские аргументы, идущие от Канта, Гегеля, Хайдеггера и других. Поэтому «популярная философия» Жижека при внимательном рассмотрении оборачивается философией «как таковой». Теория здесь не принижается, но, наоборот, возвышается за счет скрытой силы «низких» пластов культуры. Теория Жижека, таким образом, — это искусство Возвышенного. Очень смешного Возвышенного… Без шуток!
Славой Жижек — возможно, самый влиятельный и, без сомнения, самый известный из современных философов. Искусно и с фирменным задором скрещивая лакановский психоанализ с современным кинематографом и гегелевскую философию с (зачастую) непристойным юмором, ему удалось практически невозможное: сделав его увлекательным и остросюжетным, представить теоретический дискурс массовой аудитории и вызвать у этой аудитории неподдельный интерес к таким исконно тяжеловесным вещам, как «негативность», «диалектический материализм» или «триада Символического, Воображаемого и Реального». Несмотря на предсказуемый скепсис, который подобная популяризация теории вызывает у представителей Академии, Жижек с успехом сопротивляется обвинениям в профанации: там, где надо быть «серьезным», он демонстрирует уверенное владение теоретическим аппаратом философии и психоанализа. Более того, его популяризация теории не просто отлична от профанации, она ей прямо противоположна — ведь «популярные» формы современной культуры Жижек использует именно для того, чтобы продолжить, усилить, умножить классические философские аргументы, идущие от Канта, Гегеля, Хайдеггера и других. Поэтому «популярная философия» Жижека при внимательном рассмотрении оборачивается философией «как таковой». Теория здесь не принижается, но, наоборот, возвышается за счет скрытой силы «низких» пластов культуры. Теория Жижека, таким образом, — это искусство Возвышенного. Очень смешного Возвышенного… Без шуток!
План курса:
- Возлюби свой симптом: Психоанализ (18.10.2023)
- Щекотливый субъект: Философия (25.10.2023)
- Искусство смешного возвышенного: Кино (1.11.2023)