[Bandband] Как расписаться [Степан Гаврилов]

285

Для кого:
Курс подойдёт тем, кто работает с художественной и нехудожественной прозой.
Для всех, кто видит в создании текстов путь самовыражения.
Для тех, кто хочет начать вести блог, писать рассказы, очерки и эссе.
Что будем делать
В процессе курса мы будем выполнять задания, которые будут активизировать ваш внутренний опыт. Эти эскизы и очерки могут стать хорошими наработками для вашего дальнейшего творчества и экспериментов.
Программа курса:
Занятие первое: и, начали!.. или нет?
Поговорим о задаче курса: я попробую описать вам процесс письма так, как вижу его я и множество моих живущих и умерших писателей. Мы мало будем касаться техники и терминов. За эти несколько встреч я постараюсь показать вам, что писательство может быть увлекательным исследованием себя и мира. Скорее, способ мышления, чем ремесло/призвание/статус.
Занятие второе: реальное и нереальное

  • Тренируемся в иносказательности. Что такое литература, как не странное, ирреальное преломление реальных жизненных фактов?
  • Что первично — вымысел или правда? А что важнее?
  • Иррациональный образ, сплавленный с фактами жизни — это и есть литература.

Занятие третье: писать некрасиво

  • Откуда взялся миф о том, что надо писать красиво?
  • Пишите свободно. Пишите плохо.
  • Лужина раздражают шахматные фигуры, а писателя должен раздражать язык.
  • Толстой пишет коряво. Достоевский пишет коряво. Платонов сделал корявость особенностью.
  • Слова не идеальны, и это факт.
  • Стратегия берсерка. Стратегия дао. Сопротивляться или плыть по течению?

Занятие четвертое: нонсенс — источник смысла

  • Убедительность рождается из меткости, точности письма.
  • Точность письма — это умение видеть то, чего другие не видели. Это зачаровывает читателя. “Ухты, это действительно так!”
  • Самый простой способ это сделать — найти в чём-то хорошем что-то плохое. Или наоборот. В зубной боли есть приятность. В сладостном чувстве есть боль.
  • Найдите изъян (у Толстого Наташа некрасивая).

Занятие пятое: индуктивность, диалектичность

  • Вещи даны нам простыми и понятными. Даже непонятное мы понимаем через понятное.
  • Задача художника — попробовать пересмотреть порядок восприятия. Рассказать нам, как мы видим.

Занятие шестое: слушая

  • Научитесь слушать/читать непосредственно, максимально отбросив культурный багаж.
  • Найдите неочевидный источник вдохновения: своеобразие речи случайного знакомого, косноязычность речи политика, выразительность и бесстыдство рекламного текста.

Занятие седьмое: драматургия

  • Теории драматургии: их многообразие и полезность.
  • Почему нельзя сначала выучить правила, а потом пойти в бой?
  • Почему драматическое напряжение должно быть даже в коротком эпизоде/сцене.

Занятие восьмое: дисциплина

  • Писать может быть непросто, особенно в современном мире, где столько отвлекающих факторов. Как с этим быть?
  • Разные подходы к дисциплине писателя. Разные схемы.
  • Разные способы сделать писательство более приятным для себя.