[Центр Современных системных расстановок] Насилие в семье [Мария Беликова]

180

Нашими клиентами на расстановку могут быть как уже взрослые дети, пережившие насилие в своей родительской семье, так и те, кто сами проявляют насилие к своим детям, к примеру. Так или иначе насилие как процесс есть, и мы с этим работаем.

На группе практики мы поговорим о двух наиболее частых процессах семейного насилия: над детьми и парного, супружеского. И оба этих процесса требуют от нас, расстановщиков, особого терапевтического состояния, пригодного для работы с такими темами. А именно, нам в работе важно одинаково ровно смотреть и пропускать через себя как чувства тех, кого можно назвать жертвами, так и чувства тех, кто проявляет насилие — агрессоров. Не исключая из своего внимания ни тех, ни других.

Как устроен процесс насилия между родителями и детьми?
Истории, когда мама не может удержаться от того, чтобы ударить своего ребенка нередки. Или истории, когда папа достает ремень и «воспитывает» своего ребенка тоже.

Работая в поле с такими историями, мы нередко будем иметь дело с переплетениями, когда ребенок «несёт что-то за своего родителя». И в контакте с полем этого ребенка, родитель что-то чувствует, от чего его «разносит».

Возможно, это его детские чувства, когда и его били, насиловали, эмоционально уничтожали. При этом неважно, делает что-то ребенок для того, чтобы проявить этот процесс или нет. То есть ребенок может как делать что-то, что невыносимо, так и просто сидеть молча. Важно, что он есть и являет собой исключенные процессы своего родителя. Нередко сильнее всего достается именно первым детям, так как они более других несут именно отщепленные чувства своих родителей.

В таких работах важно видеть эту связь, что это один и тот же процесс. И часть этого процесса попадает в ребенка, а часть в родителя. Что это за процесс, мы и будем раскрывать в работе. Возможно, этот ребенок несёт в себе мамину боль, когда старший брат издевался над ней, и одновременно боль своего отца, над которым издевался отчим. Видя эти связи отдельно от этого ребенка, размыкая эти переплетения, у нас есть шанс переустановить связь между родителями и ребенком иначе.

Супружеское насилие имеет схожую структуру. В общем поле пары есть некий процесс, который распределяется на обоих партнеров. И оба в этом процессе участвуют. Возможно, она бьет его «морально», отвергая как мужчину, а он физически. Возможно, она делает это, как его мама, а он, возможно, бьет так же, как бил ее отец.

Более подробно о полевом устройстве процесса насилия в семье, поговорим на группе. Сделаем упражнение, в котором исследуем свою устойчивость к разным участникам этого процесса.
Учащиеся смогут сделать две расстановки «под зачет».