Цикл лекций Дети не по ГОСТу. Почему каждый ребенок не похож на другого и что с этим делать [Людмила Петрановская, Екатерина Жуйкова]

70

Сколько бы вокруг ни говорили об индивидуальном подходе и о ценности качеств каждого отдельно взятого ребенка ― мир подстроен под «нормальных» детей.
Уже с рождения ребенок «должен» соответствовать показателям в развитии, поведении, эмоциях. Любой выход за пределы «нормы» транслируется родителю как повод для серьезного беспокойства. Сколько раз каждый из нас сгорал от чувства стыда, вины, безысходности, когда дети делали что-то «не так, как положено».

Вот только не существует никакого «среднестатистического» ребенка.

Почему дети настолько разные, где проходит граница между нормой и патологией, как родителям научиться учитывать и использовать во благо личные особенности ребенка? Ответы на эти вопросы мы будем искать и подробно разбирать вместе с экспертами.

Присоединяйтесь!

Что будет на первой онлайн-лекции 9 декабря?
Это базовая лекция, основа, на которой выстраивается логика всех последующих встреч с авторами цикла. В программе:

  • Типичные родительские стратегии. Как мы ведем себя, когда ребенок отклоняется в чем-то от «нормы».
  • Почему дети разные? Группы факторов: биология («гены»), условия развития, актуальная ситуация, восприятие ребенка его окружением. Отчего идея «возвращения к норме» в обучении или лечении в большинстве случаев не приводит к положительным результатам.
  • «Раннее выявление проблем». Что это означает и как помогает и детям, и родителям.
  • Какими разными бывают дети и что с кем работает. Как учитываются в воспитании и развитии разница в темпераменте, конституции, эмоционально-волевой сфере, познавательных способностях.
  • От нормы к патологии. Что размывает границу и как понять, что она все же пройдена.

Лекция №2. 15 декабря в 22:00 мск
Телесное развитие ребенка.

  • Как развитие тела связано с характером. Что такое конституция.
  • Как дети воспринимают свое тело и почему это влияет на психологическое состояние.
  • Что такое психосоматика, почему тело реагирует на переживания детей: головные боли, боли в животе, поднятие температуры и т.д.
  • Роль телесности во взаимодействиях со сверстниками.
  • Как помочь ребенку принимать свое тело, как не создать ему проблем.
  • Когда обращаться к специалистам: психосоматическое реагирование, навязчивые телесные действия, отвержение и повреждение тела, нарушения пищевого поведения.

Лекция №3. 19 декабря в 22:00 мск
Эмоциональное развитие ребенка.

  • Почему детям сложно контролировать эмоции.
  • Индивидуальные эмоциональные особенности. Влияние темперамента на способы эмоционального реагирования.
  • Как помочь ребенку справляться с эмоциями.
  • Роль эмпатии в детско-родительских отношениях, когда ее развивать, а когда устанавливать границы.
  • Когда обращаться к специалистам: детские страхи, детские депрессии, «эмоциональные «взрывы» и «наводнения», «застревание» в эмоциях.

Лекция №4. 22 декабря в 22:00 мск
Интеллект, мышление, способность к обучению.

  • Как развитие мышления связано с развитием мозга, как «думают» дети разных возрастов.
  • Типы мышления — как подобрать ребенку стратегию обучения. Что помогает думать детям с различными психологическими особенностями.
  • Динамика мышления: как быть с детьми, которые думают слишком быстро или слишком медленно.
  • Интеллектуальные способности ребенка: недооценить или переоценить.
  • Когда обращаться к специалистам: отставание в обучении, навязчивые мысли, странное мышление.

Лекция №5. 27 декабря в 22:00 мск
Коммуникативные способности и установление отношений.

  • Развитие общения ребенка в разном возрасте: как с ним разговаривать?
  • Почему коммуникативные способности связаны со всеми сферами психики, и почему они маркер развития.
  • Коммуникативные способности детей с различными индивидуальными особенностями: стеснительность vs отсутствие границ.
  • Замкнутость и трудности общения, чрезмерная вовлеченность в общение, необычные формы общения — как помочь ребенку.
  • Онлайн-общение: между развитием и регрессом.
  • Когда нужно обращаться к специалистам: неспособность устанавливать контакт с людьми, потеря интереса к общению, зависимость от общения с определенными детьми, однотипный способ общения.

Лекция №6. 29 декабря в 22:00 мск
Мотивация и саморегуляция.

  • Развитие воли у ребенка в разном возрасте.
  • Физиология волевых процессов, почему многие дети долго не могут быть усидчивыми.
  • Как зарождается и умирает интерес у детей, роль контакта со взрослым. Как дети с различными индивидуальными особенностями реагируют на неинтересную деятельность.
  • Что повышает мотивацию детей и как это зависит от их особенностей.
  • Роль правил и ритуалов семьи для развития саморегуляции: кому нужна директивность, а кому выбор.
  • Когда нужно обращаться к специалистам: апатия и отсутствие интереса к жизни, мотивация только к одному типу деятельности, сверхмотивация и потребность в успехе, расфокусированность внимания, нарушающая учебную деятельность.