[defectologiya] Обучение творческому рассказыванию. Карты Проппа [Татьяна Малютина]

30

Творческое рассказывание — высшая форма монологической речи, которая предполагает, как сравнительно высокий уровень мышления, так и творческого воображения. Умение придумать рассказ (сказку), выстроить логически, облечь в словесную соответствующую содержанию форму требует большого запаса слов, композиционных навыков (умения придумывать завязку, кульминацию, развязку), умения точно, занимательно и выразительно передавать свой замысел.

Такие умения важны не только детям, но и взрослым. Как часто случается такая ситуация, когда ребенок просит придумать сказку про город из пряников, реки из шоколада, про принца и принцесс… А, фантазии уже не хватает, и не представляешь, где взять идею! С чего начать? Как выстроить сюжет? Как придумать контур сказки, ее основу? А ваш маленький слушатель требует, не сдается.

Известный русский фольклорист, один из основоположников современной теории текста В.Я. Пропп попытался выделить постоянные структурные элементы русских народных сказок, он выяснил, что сказки имеют определенную структуру. В результате его исследований были созданы, так называемые «карты Проппа», которые как раз и могут помочь сочинять сказки и придумывать новые невероятные историии.

Программа:
Особенности формирования творческого рассказывания у детей
— Логопедическая работа по формированию творческого рассказывания у детей дошкольного возраста
Этапы работы с картами Проппа
— Описание элементов-функций сказок
Карты Проппа. Обзор

Кому: логопедам, дефектологам, воспитателям, методистам