Диего Веласкес: Теология живописи [Татьяна Пигарева]

40

«Король живописцев. Веласкес до 1640 года»
Диего Веласкес был придворным художником Филиппа IV, но именно он обрел в живописи ту абсолютную свободу, которая делает его «королем живописцев». Бытие на грани небытия, отстраненная реалистичность письма, в которой скрыто множество «шифров», а также все грядущие открытия искусства. Какие потаенные смыслы читаются в парадных портретах Веласкеса и в легендарной «Сдаче Бреды»?

Как Веласкес трансформирует мифологию? Откуда взялась галерея шутов? Что мы достоверно знаем о жизни «дворцового затворника»? Эдуард Мане специально отправился в Прадо, чтобы «встретиться с Веласкесом» и констатировал: «Мы все повержены». А Сальвадор Дали любил повторять: «Когда меня спрашивают «Что нового?» — я отвечаю: «Веласкес. Ныне и присно».