Дисциплина в детском коллективе [Ольга Гребенникова]

100

Дисциплина — качество, которое так необходимо в хореографии. Без него организовать процесс занятий и прийти к поставленной в цели практически невозможно.

Поэтому сегодня в лекции с Ольгой Гребенниковой вы:

  • узнаете, как выстроить дисциплину с учетом возрастных особенностей учеников и их темперамента,
  • получите практические рекомендации по взаимодействию с учениками и их родителями.
  • Произвольное и волевое поведение как составляющие понятия «Дисциплина»

Дисциплина — это определенный порядок поведения людей в соответствии с установленными в обществе правилами, нормами и законами. Но как объяснить необходимость дисциплины детям? И почему малышам сложно быть дисциплинированными? Рассмотрим в этой части урока.

Дисциплина:

  • необходимое условие существования человека в обществе;
  • позволяет обеспечить упорядоченный характер жизни человека;
  • дает возможность контролировать человеку свои поступки, желания и чувства;
  • позволяет человеку отделять свои поступки от преступлений, тем самым в обществе соблюдается установленный порядок.

Дисциплина — понятие социальное, и то, что дети не обладают дисциплинированностью — норма. Поэтому дисциплинированность необходимо формировать и развивать.

В основу дисциплины входят:

  • произвольное поведение;
  • волевое поведение.

Произвольность — это осознанность своего поведения, возможная благодаря развитию средств овладения собой. Произвольность действий характеризуется сознанием цели и стремлением к ее достижению, а также предварительным представлением о характере самого движения.

Воля — это способность действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.

Произвольность формируется у детей старшего дошкольного возраста, а воля — к 10-12 годам.

При этом произвольное поведение развивается в неразрывном единстве с волей: каждый этап развития произвольности предполагает становление новых мотивов, побуждающих к овладению своим поведением.

Развитие произвольности и волевых усилий

1. Дошкольники — 3-6 (7) лет.
В этот период происходит развитие произвольности посредством речевых инструкций, образцов и правил поведения. Сначала совместно со взрослым, а потом самостоятельно. К 6-7 годам включаются игры с правилами и ограничениями. Очень хорошим элементом подкрепления произвольного поведения детей становятся одобрение, похвала и вознаграждение.

Схема развития воли и произвольности в дошкольном возрасте
новообразования дошкольного возраста, свидетельствующие о развитии самоконтроля
Важнейшим условием развития произвольности в дошкольном возрасте является организация самостоятельной осмысленной деятельности ребенка, предполагающая последовательную актуализацию

2. Младший школьный возраст — 7-8 лет.
Начинается старт формировании воли.

3. Средний школьный возраст — 10-12 лет.
Формирование воли проявляется в форме волевых усилий, когда необходимо подчиниться требованиям учителя, взрослых, сверстников.

4. Подростковый возраст — 14-15 лет.
Умение сдерживать себя, произвольность внимания, сосредоточенность.

5. Юношеский возраст — 16-18 лет.
Развивается устойчивое умение преодолевать трудности, самостоятельность, умение проявлять выдержку и решительность.

Развитие произвольности и воли проходит поэтапно. И если на каком-то из этапов произошел сбой — то к 16-18 годам ребенок не получит устойчивости к преодолению трудностей, привыкнет лениться, не будет самостоятельным, не будет проявлять выдержку и решительность.

Признаки волевого поведения и факторы, влияющие на дисциплинированность
В этой части узнаем, почему ученики одного возраста по-разному дисциплинированны и по каким критериям можно сказать, что ребенок будет соблюдать дисциплину.

Признаки волевого поведения

  1. Дисциплинированность
  2. Самостоятельность
  3. Упорство и настойчивость
  4. Выдержка
  5. Организованность
  6. Решительность
  7. Инициативность
  8. Целеустремленность
  9. Смелость

Факторы, влияющие на становление дисциплинированности

  1. Тип детско-родительских отношений.
  2. Модель дисциплины в семье.
  3. Тип темперамента.
  4. Психологическое здоровье.
  5. Мотивация к занятиям.
  6. Личность педагога-хореографа.

Педагогу самому необходимо быть собранным, целеустремленным и дисциплинированным, а также четко понимать, что постоянно «держать в дисциплине» детей нельзя — это может способствовать усталости, напряженности и неврозу, а также потере у детей интереса к занятиям хореографией.

Рекомендации хореографам по созданию дисциплины в группе. Правила взаимодействия с учениками в зависимости от их типа темперамента
Создать дисциплину в детском коллективе — дело непростое. Поэтому рассмотрим, как взаимодействовать с учениками, исходя из их особенностей.

Рекомендации хореографам по созданию дисциплины в группе

  • Разработка правил группы и озвучивание перед детьми требований хореографа. Эффективно это делать в начале учебного года.
  • Система вознаграждений и ограничений.
  • Введение в урок минутки «шалости» для дошкольников и младших школьников. Отдых, переключение для более старших детей.
  • Поддержание интереса и мотивации на занятиях.
  • Взаимодействие с учениками с учетом типа темперамента.

Рекомендации детям по тренировке своей силы воли

  • Продолжай делать то, что делал, ещё пять минут, даже если ты устал.
  • Попробуй сделать очень медленно то, что ты обычно делаешь быстро.
  • Воздержись говорить то, что «подмывает» сказать сразу, и медленно сосчитай до десяти.
  • Сразу же приступай к тому, что тебе хочется отложить на потом.
  • В деле, которое тебе не нравится, но которое всё равно надо делать, найди не меньше трёх привлекательных сторон.
  • Если что-то не получается сразу, говори себе волшебные слова «Я могу!», они придадут тебе силы и уверенность.

Правила взаимодействия хореографа с учениками в зависимости от их типа темперамента

  1. Холерик и Правила взаимодействия с ним
  2. Сангвиник и Правила взаимодействия с ним
  3. Флегматик и Правила взаимодействия с ним
  4. Меланхолик и Правила взаимодействия с ним

Итак, на какие моменты стоит обращать внимание при формировании дисциплины в группе:

  • создание условий для сотрудничества хореографа с учениками и учеников между собой;
  • создание доброжелательной обстановки, позитивные установки, отсутствие криков и оскорблений;
  • внимательное наблюдение за особенностями межличностного общения между детьми, купирование конфликтов и совместная рефлексия;
  • учет темперамента учеников и возрастных особенностей формирования произвольности и воли;
  • создание четких и понятных правил. За первое нарушение правил — прощение, за последующие — ограничения.

К 18 годам дисциплина должна стать внутренним средством личности ребенка: «Если я понимаю, что я нарушаю правила и мои действия ведут к разобщенности в коллективе и к проблема — я не буду этого делать».

Продолжительность лекции: 59 мин.