[ДК Лурье] Щукины. Великие нехудожники [Юлия Лукьянова]

80

Великими могут быть не только художники, но и коллекционеры. На рубеже XIX-XX веков московская купеческая среда породила сразу несколько уникальных собирателей искусства, среди которых наиболее выдающимися были представители семей Щукиных и Морозовых. «Наиболее» — потому что именно они первыми в мире начали собирать современную французскую живопись.
Братьев Морозовых было двое, Щукиных – четверо. Эти люди были не просто разными – практически противоположными. Их подходы к формированию коллекций тоже отличались кардинально. О разных корнях гениальности и ее последствиях поговорим на двух лекциях.

Щукины все были пылкие собиратели. Младший и самый смелый с точки зрения выбранной области, Сергей, сформировал свой вкус на коллекциях старших: брат Пётр скупал подряд всё старое, брат Дмитрий – всё голландское (включая подделки). Брат Иван сначала интересовался современным (держал в Париже салон и дружил с художницами), но потом переключился на старое.

Сергей же сосредоточился на французском искусстве второй половины XIX века, а затем и современных ему художниках, включая создателей авангарда – Матисса и Пикассо. Его коллекция известна нам лучше других, потому что на неё мог попасть любой человек и потому что она была полностью сфотографирована. Сам же он был косноязычным заикой, совершенно несветским человеком, который постоянно стоял в углу и загорался лишь тогда, когда говорил о своих «вещах».