[Дом Лурье] История религии. Буддизм [Алексей Буров]

100

Долгое время нам казалось, что «буддийские страны» — это нечто бесконечное далёкое. С этими загадочными мирами мы познакомились сравнительно недавно. Но чем больше мы узнавали о них, тем яснее становилось, что при всём своём отличии от нашего мира Китай и Индия гораздо ближе к нам, чем думали прежде.

Оказалось, что религиозные системы и философскую мысль Востока следует рассматривать не как причудливое исключение, а как явление глубоко родственное нашей духовной культуре. Достаточно сравнить философию эллинов и Упанишад, чтобы убедиться в их поразительном сходстве. И замечательно, что эта общность культур проявлялась нередко даже тогда, когда отсутствовали всякие внешние контакты между ними.

В эпоху, когда в Ионии Гомер воспевал Троянскую войну, в лесах Индии появляются толпы аскетов: с исхудалыми лицами, почти обнаженные, прикрытые лишь длинными космами спутанных волос. Индийцы называют этих пустынников муни. Народ видел в отшельниках носителей духовной жизни и мудрости. Именно поэтому пришёл к ним юноша, которого они стали называть «Шакия-муни» или «Шакийский отшельник».

Предание рисует его стройным, худощавым человеком с голубыми глазами, кротким и ясным выражением лица и необычайно мелодичным голосом. Ему было суждено стать основателем древнейшей мировой религии.
Кем был и чему учил Будда Шакия-муни? Как сложилась судьба основанной им общины? Как жили российские буддисты? Что такое Нирвана? Поговорим об этом в ходе нашей онлайн лекции.