[Дом Лурье] История религии. Религии Китая [Алексей Буров]

100

Ни одна из культурных стран древности не была в такой степени отрезана от прочего цивилизованного мира, как Китай. Китайцы называли свою страну Чжун-го, «Срединная империя», и были уверены в том, что она является средоточием Вселенной.

Река Хуанхэ, одновременно кормилица и враг, воспитывала людей неприхотливых, настойчивых и трудолюбивых, любящих порядок и враждебно встречающих всё чужое. Устойчивость жизненного уклада закрепляла социальные и этические нормы, создавала цивилизацию, как бы застывшую в лоне своих неизменных традиций. Обоготворение праотцов и древних царей несло уверенность в благоденствии и избавляло от опасных перемен. Для того, чтобы урожай проса был обилен, для того, чтобы каждый чувствовал себя уверенно под своим кровом, необходимо было неукоснительно совершать все установленные церемонии. Отступление от правила общественного и культового этикета грозило неисчислимыми бедствиями. В священных книгах Китая господствуют этические и философские рассуждения. Им чужды переживания, вдохновлявшие священную поэзию авторов Риг-Веды, псалмов, египетских или вавилонских молитв.

Однако ветер перемен коснулся и Срединной империи. Несмотря на всё своё тяготение к «середине», «порядку», Китай выдвинул два крайне противоположных религиозных решения проблемы жизни. С одной стороны, в лице Лао-цзы он возвестил миру о тайне Высшего Бытия и призывал к мистическому созерцанию. А с другой стороны, в лице Конфуция он объявил высшей ценностью земное существование и увидел спасение в устойчивом общественном режиме.

И поныне эти два направления – созерцательная отрешенность и утилитарный реализм – продолжают бороться в Китае. Большой победой первого было массовое обращение китайцев в буддизм, учение, сходное с учением Лао-цзы. Конфуцианская же тенденция восторжествовала в китайском коммунизме, несмотря на то, что философия Мао существенно отличается от доктрины Конфуция.

О религиях Китая мы и поговорим в ходе нашей онлайн лекции.

14+