Довербальная травма [Мария Беликова]

190

Довербальная травма — это травма, которую пережил ребёнок ещё до того момента, как начал говорить. Это могло произойти как ещё во внутриутробном периоде, так уже и после рождения.

Какие ситуации и события могут травмировать нас в столь ранний период нашей жизни?

Это сложности беременности и в родах, ситуации разрыва связи между младенцем и мамой (ситуации, в которых малыш оказался в реанимации и маму к нему не пускали, это ситуации, когда мама чуть не умерла в родах, ранние больницы, ясли, передача малыша на воспитание бабушкам и т.д.) Или это ситуации, где мама была в депрессии сразу после рождения и была не доступна для малыша. Это может быть ранний разрыв отношений и развод родителей, сложности в их отношениях, конфликты, в силу которых мама тоже была не доступна эмоционально для малыша и многое, многое другое.

Ведь травму вызывает не событие как таковое, а невозможность его прожить. А ресурсов для проживания у малышей не так много, и большинство из них связано с фигурой мамы.

Речь и слова могут описать реальность, могут описать состояние, с помощью речи можно назвать те или иные процессы, тем самым отделяя их от себя. Когда речь идёт о травме уже говорящих детей и взрослых, за счёт слов можно назвать «вещи своими именами», описать, что происходило, описать чувства, события, задать временные границы тому, что и когда случилось.

В довербальный период границы травмы размыты. Понятие времени ещё не сформировано. Навык дифференциации чувств еще не сформирован (малыш не может сказать «мне страшно», «мне грустно», «мне одиноко»). Младенец переживает все тотально, всем телом и всеми органами чувств. Тем самым поля довербальной травмы часты наполнены бесконечным ужасом и болью. И непонятно, где этот ужас начинается и где заканчивается.

Если состояние в утробе матери можно сравнить с раем, в котором есть безусловное принятие, любовь, тепло, защищённость, чувство сытости, то состояние, когда ребёнок в силу каких-то причин оказывается без мамы в больнице, сопоставимо с адом. Вечное проживание боли, отчаяния и тоски. Вечное, так как времени нет. Надежды, что мама придёт, нет.

И может быть, это сначала отчаянный крик о помощи, попытка что-то изменить, а затем крик затихает, наступает смирение. Никто не придёт, никто не поможет, бессилие и небытие. Ситуация заканчивается, малыш возвращается к маме, а чувства, которые было невозможно прожить, отщепляются, но этот опыт надолго остаётся в теле и в поле, и влияет на дальнейшую жизнь.

Сквозь всю нашу жизнь фоном может присутствовать это незримое: «никто не придёт, никто не протянет мне руку, никто не подарит тепло и любовь». Много недоверия, бессилия, отчаяния и одиночества. Сложно найти свое место рядом с другими и в мире, когда какая-то наша часть неприкаянна и где-то в безвременье.

Травма, полученная в раннем детстве, постоянно заставляет сомневаться сначала в любви родителей, а потом и в любви других людей. Ведь доверие было подорвано. «А если меня не любят, значит я какой-то не такой, что-то со мной не так». И это чувство заставляет вновь и вновь угождать другим, следовать их выборам и все дальше и дальше уводит человека от собственных желаний, от своей самости.

В разговорной терапии словами клиенту невозможно описать свои переживания того периода. Они диссоциированны и исключены. Да и сами клиенты редко связывают свои сложности в жизни с тем ранним травматичным опытом.

В расстановках мы можем приблизиться к чувствам и переживаниям, полученным в довербальный период и задать им некоторые границы. Разделить «здесь и сейчас» и «там и тогда». Мы можем войти в контакт с той частью души, которая однажды потерялась, застряла, была забыта. Тем самым мы можем помочь клиенту найтись, найти себя и свое место в жизни, взять свою жизнь под свое управление. Встреча со своей ранней болью также освобождает большое количество энергии, ведь больше нет необходимости от нее защищаться и удерживать ее «за забором».

На группе мы поговорим о том, как отличать поле довербальной травмы от других травм, поговорим о разных подходах работы с такими травмами в расстановках, а так же о некоторой «технике безопасности» при работе с травмой. Сделаем упражнение.

Учащиеся смогут сделать две расстановки «под зачет».