Два взгляда на наивное искусство [Ольга Балдина, Анна Рылева]

80

В предлагаемой книге о наиве применен широкомасштабный междисциплинарный подход. В ней выявляются коннотативные поля понятия «наив», существующие в общественном сознании и отраженные в публицистических текстах и научных исследованиях; представлена полная история и современное состояние исследований в этой области, проанализирован обширный и разнообразный материал.
Наив как видение мира — гармоничный самодостаточный оазис в мире, наполненном противоречиями и утратами. Это явление, изоморфное примитиву, ар брюту и т. п., обнаружено на рубеже XIX-XX вв. в Европе и России авангардистами. Успехи «другой» физики, технический прогресс, урбанизация, войны — вот контекст, в котором оно существовало в XX и XXI в., но скорее всего — столько, сколько живет человек.
Книга хорошо иллюстрирована и снабжена аналитической библиографией.

В. Л. Рабинович. До всего
А. Н. Рылева. Взгляд первый
Наив ad marganem, или по краям наива

«Слово как таковое»
Слово-понятие
Слово-дело

Наив de profundis, или «Из глубин к тебе взываю»
Возвращение в Эдем. Попытка № 7
Наивный деятель (N-деятель)
Наивное видение (N-деятель) = Наивное делание (N-делание)
Границы наива: новый Бармаглот
Границы наива: Запад-Восток-Запад (N-место)

Наив per se, или собственно наив
Наивное видение как «мир впервые»
«Мир впервые»
Время XXI века
Двуликий Я
Снова ad marginem?
Как они рисуют

Мой музей наива
Пространство жизни: каляка-маляка
«Трое нас с тобой смешных дураков»
Игра в аду
Пушкин (N-Пушкин): романс
Граффити
Памятник самому себе, или site и non-site
«Пространство жизни, сжатое до точки»
Веселое кладбище
Пространство цвета
«Синяя всадница» Наталья Гончарова
А. Руссо — Т. К. Чонтвари — Н. Пиросманишвили

Послесловие
В. М. Руднев. Яркость, неожиданность, парадоксальность

О. Л. Балдина. Взгляд второй
Наив был, есть и будет во все времена

«Устремление к предмету», или История наивного искусства
«Рисуют, как умеют»
«Неискусно писаные образы»
Открытия наивного искусства. хроника событий
«Мир праздничных образов и фантазий в творчестве наивных авторов»
«Пространство мира и пространство картины в работах наивных художников»

Островки чудодеев: творческие портреты наивных художников
Иван Егорович Селиванов: художник-философ
Иван Михайлович Никифоров: «Мир забытый и мир воскресший»
Николай Иванович Козырин: «Однажды в восемьдесят лет»
Сергей Георгиевич Степанов: «Вот так сложилась моя жизнь»
Павел Петрович Леонов: первый призер русского наива
Татьяна Дмитриевна Еленок и ее феномен
Борис Иванович Животов: умение рисовать своими словами
Михаил Романович Бессмертный: ловец времени
Василий Тихонович Романенков: видимое, обращенное в тайное
Юрий Анатольевчи Петкевич: «Я — веселый человек»
Игорь Флорианович Захаров: инициатива, исходящая из внутренней магии
Александр Алексанлрович Мухин: «Чтобы все было видно»
Константин Чешмеджиев: самая короткая биография
Посткриптум

А. Н. Рылева. Аналитическая биография о наиве

Адресована она широкому кругу читателей: не только культурологам, искусствоведам, но и лингвистам, психологам, антропологам, всем, кому дорога мировая культура.