[EduNote] Анатомия травмы: раннее соблазнение и механизм последействия [Мария Кутузов]
100₽
На вебинаре мы продолжим разговор о том, как распознать и интерпретировать симптомы травмы; каким образом травма нарушает привычную конфигурацию самоидентификаций субъекта; какие защитные механизмы участвуют в формировании “травматического невроза”, а также прежде всего о том, как мы можем наиболее эффективно помочь нашим клиентам исцелиться от последствий травмирующих событий в их жизни.
Психическая травма – исключительный сложный и многогранный феномен душевной жизни. Так, доктор Питер Левин, признанный специалист в области исследования травмы с более чем 40-летним стажем, пишет: «Меня часто просят дать определение понятию “травма”. Но даже после 30 лет научных изысканий этот вопрос все еще остается для меня открытым».
Обсудим ключевые моменты 1-ой теории травмы Фрейда: Раннее соблазнение и механизм последействия: два такта осуществления психической травмы в психоанализе
Длительность встречи: 1,5 ч.
Термин “психическая травма” является одним из ключевых понятий психоаналитического дискурса. Именно З. Фрейд, в 1895 году в “Исследованиях истерии”, впервые отчетливо связал наличие психического и/или соматического симптома в настоящем пациента с определенными травматическими событиями в его прошлом.
В этот период Фрейд разрабатывает так называемую “теорию раннего соблазнения” – конгломерат связных научных представлений о способах и путях осуществления сексуальной психической травмы. Позже, эти представления станут известны и войдут в историю психоанализа как “первая теория травмы” З. Фрейда.
В рамках “первой теории травмы”, Фрейд обращает внимание на невозможность линейно объяснить детерминацию травматического симптома в настоящем пациента воспоминанием о каком-то одном событии в его прошлом. Он предполагает, что травма осуществляется по крайней мере в два этапа, отделенные друг от друга в индивидуальной истории субъекта периодом сексуального созревания.
Первый этап осуществления травмы – это сцена “раннего соблазнения”: событие раннего детства, в котором ребенок обрекается пассивно испытывать интенсивные сексуальные эмоции, освоить и обработать которые его психика оказывается не в состоянии. Второй этап – это, как правило совершенно безобидное, событие пост-пубертатного периода, тем или иным образом пробуждающее в памяти субъекта воспоминание о сцене “раннего соблазнения”. В итоге “воспоминание пробуждает аффект, который оно не пробуждало, будучи переживанием, поскольку принесенное пубертатом изменение позволило иначе понимать вспоминаемое” (З. Фрейд, “Набросок психологии”).
Цель встречи:
- формирование отчетливых представлений о психической травме;
- определение специфики сексуальной психической травмы в терминах “первой теории травмы” З. Фрейда;
- знакомство со способами наиболее эффективной работы с сексуальной психической травмой.
Для кого:
- для студентов психологических факультетов;
- для начинающих специалистов любых модальностей;
- для всех, интересующихся темой “травмы”.
О ведущей — Мария Кутузов — доктор наук (PhD), выпускница ВЕИП, психолог-консультант и психотерапевт.