[EduNote] Осторожно семиотика! Случай Романа Якобсона [Мария Кутузов]

65

Приглашаем на вебинар из цикла “Осторожно – семиотика!”. Уделим особое внимание тому, с каких именно позиций Р.О. Якобсон критикует центральное положение теории Фердинанда де Соссюра (1857-1913) об условности связи между означаемым и означающим в знаке; разберемся, в чем состояли усовершенствования, внесенные Якобсоном в традиционную семиотическую модель коммуникации; проанализируем его идеи о неизбежности операций селекции и комбинации при образовании любого языкового знака; а также обсудим специфику соотношения категорий “текст” и “код” в якобсоновском понимании “творческой функции” семиотичекой системы.

“кт.весть мгл зл ль яс не эр. воз словов отпр. бездн / возслов тю ум. мч. жд. спас шкни рласп. моагн. тщ.”… Автор этих “заумных” стихов – Ромка Якобсон, как панибратски называет его Маяковский в своем известном стихотворении “Товарищу Нетте, пароходу и человеку” 1926 года.

Близкий друг В. Маяковского, сам поэт, открыто декларировавший, что “доля неприемлемости – необходимая предпосылка нового искусства”, Роман Осипович Якобсон (1896-1982) до конца своей долгой и продуктивной жизни навсегда оставался человеком, насквозь проникнутым революционными идеями русской авангардистской культуры 1920-х годов.

При этом, Якобсону редчайшим образом удавалось органично совмещать предельный интеллектуальный нон-конформизм с последовательным построением блестящей академической карьеры, в ходе которой он в разное время занимал должности председателя Московского лингвистического кружка, вице-президента Пражского лингвистического кружка, профессора Гарвардского университета, профессора престижнейшего Массачусетского технологического института и даже номинанта на Нобелевскую премию по литературе 1962 года.

Цель встречи:

  • формирование отчетливых представлений об основных аспектах научного творчества Р.О. Якобсона;
  • определение специфики взглядов Якобсона относительно ключевых положений теории Ф. де Соссюра;
  • поиск взаимопроникающих и взаимообогащающих связей между семиотикой, психоанализом и психотерапией.

Для кого:

  • для студентов гуманитарных факультетов (психологов, филологов, историков);
  • для практикующих психологов любых модальностей;
  • для всех, интересующихся процессами производства и конструирования смыслов при помощи знаков и знаковых систем.