[EduNote] Психоанализ как этика жизни [Нина Савченкова]

40

Вопрос, который нас будет интересовать в рамках данного вебинара – в состоянии ли этики блага и жизни, на которые опираются современная философия и психоанализ, помочь нам выстоять в современном мире, сберечь человечность в нечеловеческих турбулентностях, сохранить здравый смысл и ясность мышления в условиях тотальной фальсификации смыслов, ценностей, понятий.

В современном мире, раздираемом конфликтами, этическое измерение приобрело огромное значение. Этическая позиция сейчас – основной аргумент в споре. Нет ни одной спорящей стороны, которая не стремилась бы ее занять. Сторонники войны говорят от лица справедливости и защиты судеб человечества, противникам войны справедливость и человечность также небезразличны. В поисках этического ориентира находятся все, кого так или иначе задевают современные события.

Начиная с эпохи Просвещения, источником этических смыслов и решений служила философия. В ХХ веке этическое превратилось в сущностный интерес и для психоанализа. Благодаря Фрейду, Ференци, Лакану и Биону, психоаналитический диалог оказался ориентирован на ценность Другого, а также тесно связан с практиками субъективации и опытом катастрофических изменений. Диалог философии и психоанализа, во-первых, обрел легитимность, во-вторых, сфокусировался в точке этического. Многовековой опыт философии тут, несомненно, пригодился.

Основные этические решения, на которые опирается современный человек, имеют своим истоком Просвещение, его кризис, а также пережитый в ХХ веке опыт тоталитаризма. Эти решения связаны с идеями долга и ответственности. На рубеже ХХ-XXI вв, когда кризис капитализма обрел чрезвычайно острые формы, а субъект в обществе потребления оказался под угрозой истирания, философия вернулась к греческой идее блага, а в психоанализе актуализировались тенденции, связанные с различением живого и мертвого в человеческой психике.

Вебинар состоится 19 июля 2023 г, в 18:00 по Мск, онлайн

Длительность встречи: 1,5 ч.

Тезисы:
Психоаналитическая постановка вопроса об этике возможна лишь в связи с философским этическим вопрошанием.
Кантовская этика долга («поступай так, чтобы максима твоей воли имела силу всеобщего законодательства»), лежащая в основе этики Просвещения, позволяет открыть новый регистр чувствования Всеобщего (уважение, удивление) и задает в качестве условий человеческого существования совместность бытия-с-другими.
Опыт проживания тоталитаризма в ХХ веке с необходимостью порождает этическую озабоченность виной и ответственностью. Этика ответственности впервые позволяет увидеть преступление не как трансгрессивный акт, а как повседневную практику, требующую участия всех, указывает на опасность уничтожения различий и тематизирует этический жест как прецедент абсолютного индивидуального сопротивления.
Обращение к этике жизни происходит в условиях катастрофического изменения.
Этика жизни работает в поле различения живого и мертвого в психической реальности. В центре внимания здесь – выявление условий возможности произведенных жестов и произнесенных слов, сохраняющих, либо открывающих доступ к истине; аналитика способов уничтожения смыслов.