[EduNote] Сознательные и бессознательные аспекты отношений в паре терапевт-клиент [Юлия Бердникова]

95

С первого контакта психоаналитика (психотерапевта, психолога) и клиента между ними возникают и развиваются особые отношения, которые принято называть аналитическими (терапевтическими). Они одновременно являются реальными и символическими. Характеристики этих отношений во многом определяют успех или неуспех терапии, модулируя и насыщая аналитическое пространство. Чем яснее психоаналитик (психотерапевт) осознает, то есть понимает, анализирует и интерпретирует, прежде всего для себя, качество и глубину терапевтических отношений, тем эффективнее будет анализ (терапия) клиента.

Основная тема вебинара — поверхностные и глубинные взаимодействия между психоаналитиком и клиентом. Рассматривая реальные и символические отношения в психоанализе, мы можем выделить три уровня взаимодействия.

Первый уровень — реальные отношения между клиентом и психоаналитиком.

Второй уровень — это все, что происходит в аналитическом пространстве с момента начала сессии: свободные ассоциации пациента, реакции и интерпретации аналитика, разнообразие трансферно-контртрансферных реакций.

Третий уровень, самый глубокий, символический, загадочный и трудноосознаваемый — это взаимное полусознательное-полубессознательное фантазирование пациента и психоаналитика друг о друге и обо всех аспектах взаимодействий. Сюда же относится слой архаических фантазий коллективного бессознательного.

Материал вебинара иллюстрируется клиническими виньетками из практики автора.

Для того, чтобы метафорически отобразить эти уровни взаимодействия, используется анализ фантастического сюжета братьев Стругацких.

Для лучшего понимания материала слушателям рекомендуется предварительно посмотреть фильм Андрея Тарковского «Сталкер», 1979 год.

На вебинаре мы разберем:

  • Реальное и символическое в отношениях. Три уровня психотерапевтических отношений между психоаналитиком и клиентом.
  • Аналитическое пространство. Роль сеттинга.
  • Проявления этих отношений в анализе взрослых и детей.
  • Клинические иллюстрации.
  • Анализ фильма «Сталкер», как метафорического отображения трех уровней терапевтических отношений.
  • Презентация и анализ схемы сознательных и бессознательных отношений психоаналитика и анализанта.

Для кого:

Для практикующих психоаналитиков, психологов и психотерапевтов, работающих в парадигме глубинной психологии и студентов соответствующих ВУЗов.

Что получат слушатели:

  • Понимание и анализ глубинных и поверхностных уровней аналитических (терапевтических) отношений.
  • Использование этих знаний в психоанализе и психотерапии для более глубоких интерпретаций, комментариев, интервенций.
  • Возможность более эффективного взаимодействия с клиентом, повышение своего профессионального уровня и качества работы.