[EduNote] Возращение вытесненного: трагедия короля Лира в мире психоанализа [Дмитрий Нещадим]

30

Возращение вытесненного: трагедия «короля Лира» в мире психоанализа

На примере разбора и анализа нарушений этических норм и правил в работе английского психоаналитика Мохаммеда Масуда Раза Хана познакомимся с особенностями бессознательного сговора между тренинговым аналитиком и анализандом, приводящим к разрушению сеттинга и отыгрыванию в работе будущего аналитика. Рассмотрим различные рабочие гипотезы, позволяющие вскрыть патологическую динамику в работе с пациентом-первертом. Познакомимся с феноменом теневой групповой динамики психоаналитического сообщества, негативно влияющим на психоаналитическую работу в кабинете. А также с практическими действиями, направленными на обнаружение и препятствие расщепления и диссоциации на всех уровнях организации.

Приглашаем на вебинар по продолжению разбора и анализу нарушений этических норм и правил в работе английского психоаналитика Мохаммеда Масуда Раза Хана. В этот раз речь пойдет о том, какие обстоятельства привели Хана к систематическим нарушениям во всей его клинической практике и о том, как Британское психоаналитическое общества долгие годы мирилась с данной ситуацией. Отдельно поговорим о влиянии выдающегося британского детского психоаналитика Дональда Вудса Винникотта на судьбу Хана, которого он анализировал на протяжении около пятнадцати лет до самой своей смерти. Данный случай показателен в вопросе, каким образом происходит молчаливый «сговор» всего психоаналитического сообщества в вопросе нарушения границ.

Любое общество (как группа) проходит свои закономерные этапы развития и становления. Зигмунд Фрейд был условно первым «психотерапевтом», который предложил миру свой метод психоанализа, позволяющий исследовать себя в присутствии другого, использовать его как научный метод познания себя и окружающего мира, а также как метод психотерапевтического взаимодействия. В силу социальных и политических катастроф, охвативший всю Европу в начале XX век, психоанализ Фрейда эмигрировал отчасти в США, а отчасти в Великобританию, где и получил дальнейшее развитие и становление. Сиротливый диккенсовский Лондон обрел новых психоаналитических «родителей», готовых помочь проанализировать травматическую судьбу английской нации и ее эмигрантов. Однако громкие споры и баталии среди английских детских психоаналитиков привели к разделению Общества на три группы, где одну группу возглавила дочь основателя психоанализа — Анна Фрейд, вторую — Мелани Кляйн и третью группу «независимых» психоаналитиков — Винникотт. При этом Винникотт долгие годы возглавлял Общество и был непререкаемым авторитетом наравне с Анной Фрейд. Он предложил метод «регресса к зависимости» и «удержания» (англ. holding), позволяющий по-новому подойти к анализу нарушенных пациентов. Однако его метод не позволил полностью справиться со своими страстями еще одного эмигранта из Индии-Пакистана Хана, который в третий раз начал свой анализ, но на это раз с Винникотом.

В ходе вебинара всесторонне рассмотрим контекст и обстоятельства случая Хана-Годли (негласные традиции ортодоксального психоанализа и раскол Британского психоаналитического сообщества). Рассмотрим личность Винникотта и его метод работы «регресса к зависимости» и «удержания» со студентами и пациентами. Поговорим о многолетних взаимоотношениях Хана с Винникоттом. Отдельно поговорим о рождении концепции истинного и ложного я. Рассмотрим плюсы и минусы анализа Хана Винникоттом (в контексте случая Хана-Годли).

Вопросы к вебинару:

  • Каким образом Винникотт пытался помочь Хану: помог он или все же нет?
  • В чем заключается особенности метода «регресса к зависимости» и «удержания» (по Винникотту)?
  • В чем заключается концепция истинного и ложного я (Винникотта-Хана)?
  • Почему после смерти Винникотта Хан потерял контроль над своими страстями и разрушил свою репутацию как психоаналитика?

Для кого:

  • для студентов психологических факультетов;
  • для специалистов в области оказания психологической помощи любых модальностей;
  • для всех, интересующихся темами «этические нарушения», «перенос-контрперенос», а также интересующихся историей и судьбой развития психоанализа и психоаналитической психотерапии.

Ведущий: Нещадим Дмитрий Владимирович — к.б.н., доцент НГУЭУ, психолог-психоаналитик, медицинский (клинический) психолог. Автор учебного пособия «Основы психотерапии» в четырех частях и практикума.

Длительность встречи: 1,5 ч.