[EduNote] Женщина и ум почему быть умной может мешать быть красивой? [Марина Куликова]

120

Как женщине достичь истинного, говоря языком психоанализа, свободного от зависти к пенису, успеха? Наконец, умная vs красивая — это истинное противостояние женщины? Может ли женщина, оставаясь женственной, сексуальной, привлекательной для мужчин быть одновременно реализованной, успешной и самостоятельно в социуме? Или ей все же придется чем-то пожертвовать? Выбирая реализацию , отступив от успеха, выбирает ли женщина оставаться в тени своего мужчины? Что с терапевтической точки зрения можем мы, как аналитики, делать? Нам очень важно понимать всю внутреннюю сторону женского Эдипа, чтобы помочь женщине открыть дорогу к социальной реализации.

Самая известная работа Шассге-Смиржель была написана для сборника Женская Сексуальность «Новые Психоаналитические исследования». Этот сборник- попытка остаться на платформе фрейдизма, но избежать ловушки монофаллического взгляда на женскую сексуальность, обрести свободу движения, оставаясь преданной учителю.

Тема, которую мы исследуем — преданность отцу, как она проявляется у женщины в выборе ее интеллектуальной деятельности как таковой, в ее способности выйти в социум со своими личными приобретениями, теми, что кроме детей.

  • Будет ли у женщины в ее социальной деятельности сказываться желание приблизиться к отцу, и тогда так или иначе женское творчество будет имитировать отцовское?
  • Что мешает женщине реализоваться со своим личным уникальным социальным успехом?
  • Наконец, как мигрень и другие соматические симптомы символизируют социальную неудовлетворенность?

Шассге-Смиржель начинает с роли отца, которой до сих пор отводилось мало места в предыдущих исследованиях и отводит особое внимание уникальной женской позиции, в которой не существует мужского аналога.

В силу разочарования в первом дурном объекте матери-груди девочка подвергает отца-пенис идеализации, но если мальчик находит пенис у себя, девочке надлежит его добыть, то есть отобрать у матери. За что неминуемо прилетает чувство вины.

Роль отца — это то, что необходимо женщине быть социально активной иметь творческие профессии, зарабатывать деньги. Тогда как роль матери помогает женщине идентифицироваться с материнским и эротическим женским.

Но тот же объект — отец, если женщина испытывает сильную вину за попытку ограбить мать на отцовский пенис, не сможет стать достаточно хорошим, женщина не сможет себя реализовать. В лучшем случае она будет копировать отца, создавая вариации его творчества.

Действительно ли женщины отмечены малым вкладом в культуру, в лучшем случае копируя своих учителей-мужчин?
Три конфликтных позиции, в которые попадает женщина, влекущие «неуспех» в социальной сфере, описаны Шассге-Смиржель:

  1. Женщина идентифицируется с пенисом отца. Но такая идентификация все же отмечена виной, будет вызывать у женщины парадоксы постоянного неуспеха – собственной кастрированности. Классический пример – женщина секретарша, помощница своего отца.
  2. Вторая конфликтная позиция: идентифицироваться с отцовским автономным фаллосом, такие женщины нарциссичны и самодостаточны, профессиональным примером будут манекенщицы, балерины.
  3. Третий конфликтный путь — контридентификация (запрет) с матерью, кастрирующей отца. Окрашен в тона запрета того «много», что женщине нельзя, включая профессиональную или личную деятельность.

С виртуозностью мастера Шассге-Смиржель показывает на клинической виньетке, в ней разные части тела отца, значимые для клиентки, проявлялись в разных сублимационных вариантах в ее профессиональной деятельности в попытке «отремонтировать» кастрированного матерью отца.

Даже если женщине удается добиться временного успеха в свои позициях, она все равно будет испытывать вину и разрушать свой успех, уступая, теряя успех и деньги, отказываясь от истинной свободы говорить от своего имени.

Все эти случаи объединяются определенным типов семейных систем с сильной садистичной матерью и мягким уступающим отцом, включая зеркальное отображение системы.

Все мы в итоге рождены от матери, наши конфликты приведут к ней, не даром древнейших из мифов настаивает, что первый человек — мужчина был создан Богом-отцом. И женщина соглашается на этот миф, лишь бы не увековечить свою привязанность к матери. Как все дороги приводят в Рим, так все конфликты в итоге приводят нас к матери, даже если мы решили посвятить рассказ отцу.

Ведущая предлагает ролик к просмотру для обсуждения на семинаре: женщины, выбравшие неженские профессии.