Философия западноевропейского Средневековья [Дмитрий Шмонин]

80

Учебное пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2005. — 299 с.

Учебное пособие посвящено истории развития западноевропейской философии от первых веков христианства до рубежа Средневековья и Нового времени. В нем рассмотрены основные положения учений наиболее известных европейских мыслителей этого периода (Августина, Боэция, Фомы Аквинского, Иоанна Дунса Скота, Уильяма Оккама, Франсиско Суареса и др.). Содержание пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта РФ и базовой федеральной программе по специальности «Философия».
Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, изучающих философию, культурологию, религиоведение, историю и политологию. Книга также будет полезна аспирантам, преподавателям и всем, кто интересуется средневековой философией.
Содержание:
Предисловие
Введение
Латинская патристика: вечернее начало
Необратимое обращение: апологетика и начало средневекового умозрения — Путь к себе.— Греки и римляне. — Афины и Иерусалим.— Предварительные итоги. — Апологетика: попытка создания аутентичного языка.
Латинские авторы IV в
Восток на Западе. Общность задач. — Персоналии. — Порядок истории.
Августин: две истории обращения.
Отец западного христианства. Жизнь и труды. — Sienim fallor, sum. — Событие времени. — Риторический принцип. — Деконструкция античного умозрения. — Растяжение души. — Августиново cogito. — Два града. — Итоги.
Провиденциальная история и средневековое умозрение
Христианство: «религия историков» — Идея и смысл истории в философии Средних веков. — Цикличность мифа и линейность истории. — Универсализм идеи Завета. — Бого-воплощение и смысл истории. — Единство и целостность мировой истории.
Историческое измерение Царства Божия в раннесредневековой мысли.
Время и вечность в теологии истории Августина. — «Эсхатон» и конец истории.—Динамика истории и проблема власти. — «Перенос империи» и фазы исторического процесса. — Перспективы средневековой историософской мысли.
Гражданско-политическое истолкование истории в философии Средних веков.
Идея «смешанного града» Отгона Фрейзингенского. — «Священство» и «Царство» как конкурирующие институции. — Спор каноников и легистов. — Идеология эмансипации светской власти: Иоанн Парижский. — Промыслительное назначение монархии: Данте. — Политическая история в свете идей номинализма: У. Оккам. — У истоков политической философии: Марсилий Падуанский.
Мистико-эсхатологические интерпретации истории в средневековой мысли.
Историческое время и мистический опыт «роста» души.— Апокалипсическое видение истории. — Историософский потенциал учения о смыслах Писания. — Мистическая нумерология Иоахима Флорского, — Учение о трех «царствах». — Торжество мистического милленаризма. — Иоахимизм как фермент религиозного брожения. — Преодоление христоцентризма динамикой исторического изменения. — Вместо заключения: парадоксы провиденциальной истории.
Гностическая ветвь в философской культуре Средневековья
Гностическое миросозерцание: истоки и развитие. — Возникновение и идеи гностицизма. Элементы гностического миросозерцания. — Материальный мир и человек. — Гностицизм и христианство.
Гностические доктрины в Средние века.
Манихейство. — Павликианство. — Богомильство и катарство.
Формирование схоластического дискурса: историческая перспектива
Схоластический дискурс как код средневековой культуры. — Схоластика: понятие, статус, значение. — Схоластическая форма мысли в контексте формирования средневековой университетской учености. — Схоластические «суммы» и готические соборы. — Схоластика на латинском Западе в перспективе конфликта властей. — Университетская схоластика и формирование системы светской власти.
У истоков западной схоластики: Боэций. Жизнь и труды. — Боэций и наследие Античности. — Значение логики в учении Боэция. — Боэций как теолог и родоначальник схоластики. — «Утешение Философией». — Наследие Боэция и становление логико-диалектического дискурса.
Схоластика и «школа»: Петр Абеляр.
Контекст эпохи. — Абеляр: вехи жизни и академической карьеры. — Абеляр как философ. Теология и диалектика. — Трактат Sic et Non и его значение. — Этика Абеляра: новые идеи и понятия.— Дело и последователи Абеляра.
Наследие Аристотеля и средневековая университетская scientia
Средневековый аристотелизм и развитие университетов. — «Аристотелизм» св. Фомы Аквинского? — История развития средневекового аристотелизма. — Аверроэс и аверроизм: Сигер Брабантский, Боэций Дакийский.
Основоположения схоластического дискурса: проблемы и понятия средневековой мысли XIII—XIV вв
Вера и разум, философия и теология в средневековом умозрении — Истоки и мыслительные горизонты проблемы. — Проблема веры и разума у Боэция. — Диалектический дискурс Петра Абеляра: стратегия примирения. — Аверроисты: концепция «двойственной истины». — Фома Аквинский: поиски возможности гармонии веры и разума. — Теология и метафизика: францисканская версия. Иоанн Дунс Скот. — Уильям Оккам.
Проблема универсалий в университетских дискуссиях Средневековья.
Основания противоречий. Подходы Боэция. — «Концептуализм» Петра Абеляра. — Фома Аквинский: между аристотелизмом и платонизмом.— Иоанн Дунс Скот: haecceitas и три значения универсального. — Номинализм Оккама: универсальное как «фикция».
Сущность и существование в высокой схоластике. 0
Томизм: дистинкция сущности и существования. — Последующие дискуссии. — Дунс Скот. — Уильям Оккам.
Совесть и проблемы морали в средневековой мысли
Значение моральной проблематики в эпоху Высокого Средневековья. — Совесть в учении Фомы Аквинского: между христианством и аристотелизмом. — Религиозно-культурный контекст. — Истоки проблемы. — Концепция Фомы. — Воля и разум: дилеммы и оппозиции схоластического дискурса. — Дунс Скот: волюнтаризм как принцип теории морали. — Противоречия этической концепции Уильяма Оккама.
«Схоластический ренессанс» XVI столетия: вторая схоластика
Возрождение схоластики в первой трети XVI в. Саламанкская школа
Вводные замечания.—В преддверии второй схоластики. Университеты и философия в конце XV —начале XVI в.— Начало возрождения схоластики и христианский гуманизм. — Саламанкская школа. — Понятие и хронологические рамки второй схоластики.
Теологические основания морали и права в учениях доминиканских докторов.
Франсиско де Виториа и его морально-правовые идеи. — Учение о человеческой природе. — Становление моральной философии. Доминго де Сото. —Доминиканские доктора и последующее развитие второй схоластики. — Эволюция второй схоластики.
Развитие второй схоластики: социокультурный контекст.
Реформация и Контрреформация. — Тридентский собор и теоретические основы Контрреформации. — Общество Иисуса.
Философские учения иезуитов
Моральная философия. Луис де Молина Доктрина «совместного действия». — «Среднее знание». — Пробабилизм. — Габриэль Васкес. — «Искусство шутить с Богом».— Новый стиль изложения философии. «Коимбрский курс».— «Португальский Аристотель» Педро да Фонсека.
На пороге Нового времени: Франсиско Суарес и завершение средневековой схоластики
Суарес: жизнь, труды, идеи.
Вершина второй схоластики. — Становление философа. — Обращение к метафизике. — «Метафизические рассуждения». — Португальский период. — Суарес как идеолог Контрреформации и теоретик права. — Произведения Суареса. — Метафизическая система Суареса.
Метафизика в философской системе Суареса. — Структура метафизики.— Сущее как предмет метафизики. — Аналогия сущего.— Сущее как таковое. — Формальное и объективное понятия сущего. — Всеобщие свойства бытия. Единство сущего. — Универсальное и индивидуальное.— Проблема индивидуации. — Принцип индивидуации. — Природа различений. — Онтологический статус индивида.—Учение Суареса о душе.—Душа и тело. — Познание материальных вещей. — Познание универсального. — Универсалии: онтологический аспект. — Познание нематериальных сущих. — Проблема познания Бога. — Порядок познания. — Метафизика Суареса: общие выводы.
Рекомендуемая литература
Формат: djvu, pdf