[ГМИИ им. Пушкина] Виртуальная экскурсия Искусство Франции XVIII века [Елизавета Бирюкова]

100

Французское искусство XVIII столетия на удивление многогранно. Это — и изящный, нежный, прихотливый стиль рококо, у истоков которого стоял Антуан Ватто; и ирония и серьезность Просвещения, отголоски которого мы находим в творчестве Жана Симеона Шардена; и суровый неоклассицизм, рожденный эпохой Великой французской революции, выразителем идеалов которой стал художник Жак Луи Давид.

Произведения Жана-Батиста Симеона Шардена, Жана-Батиста Греза, Клода Жозефа Верне — художников, которых основоположник художественной критики Дени Дидро описывал в своих «Салонах». Творчество Шардена отличается интимностью, изысканной условности аристократического искусства рококо он противопоставляет правдивое и непосредственное отражение действительности («Натюрморт с атрибутами искусств»). Живописную манеру Шардена характеризует исключительная тонкость письма, благодаря которой изображенные предметы начинают жить собственной жизнью.

Жанровыми работами «Приготовление обеда (Счастливое семейство)» и «Шарманщица» представлено искусство такого блестящего мастера, как Жан Оноре Фрагонар. Сильное влияние на его творчество оказали работы Рубенса, Рембрандта, Хальса. Подобно им Фрагонар особое внимание уделял живописной технике. Его картины написаны с виртуозной легкостью в эскизно-свободной манере, придающей им особую живость. В пейзаж и портрет также проникают реалистические черты. Прославленным мастером пейзажного жанра был Верне. Как и многие современники, художник долгое время жил в Италии, где и была создана картина «Парк виллы Памфили». Большой выразительностью внутренней характеристики отличается «Портрет графа А.П. Шувалова» кисти Греза. Сентиментальность, присущая живописи художника, становится откликом на идеи Жана-Жака Руссо, призывая восхищаться чувствительными сердцами и добродетелями простых поселян («Первая борозда»).

26 августа среда, 19:00