Импровизация для младших школьников использование в структуре урока и постановочном процессе [Ольга Веньяминова]
90₽
Но как начать ее применять? С какой стороны подойти?
Об особенностях работы с импровизацией — расскажет на лекции Ольга Веньяминова.
Импровизация в хореографии. Импровизация в работе с детьми
Импровизация — это некое незапланированное действие, фантазия на заданную тему, непосредственный процесс творчества без всякой подготовки.
С одной стороны танец ассоциирует с правильным исполнением движений и заученным хореографическим текстом,
с другой — ассоциация с раскрепощением и «полетом».
Это противоречие связано с все еще существующим противопоставлением двух различных тенденций внутри танца: импровизации и хореографии.
Существует достаточно распространенное заблуждение: в отличие от хореографии, импровизация — это отсутствие школы и техники. На самом деле школа есть, но — другая: техника релаксации и осознания тела, чувствование внутренних сигналов, импульсов движения, чувствование партнера, пространства, времени как элементов, рождающих композицию хореографического произведения.
Это скорее техника раскрытия потенциальных возможностей танцовщиков, что необходимо современному хореографу в создании новой танцевальной «лексики» и в работе над образом.
Импровизация:
- способ создания постановки;
- сценическое произведение;
- структурная импровизация.
Сценическая импровизация — структурированное произведение с заданной задачей и заранее продуманными «якорями». Сценическая импровизация — это не готовый материал, но в ней должна быть структура действий с конкретными фокусами внимания, только тогда это будет интересно.
Импровизация в работе с детьми
Импровизация для детей — это сотворчество, они чувствуют свою причастность, свою ответственность и понимают что танцуют себя. Важный момент — вам самим это должно быть интересно!
Ставьте детям четкую задачу и вычленяйте из получившегося лучшее. При импровизации детей обязательно подбирайте тематику по возрасту.
Если в вашей постановке есть соло — дайте солисту свободу, введите импровизацию. Таким образом он будет более открытым и эмоциональным. Но эта сольная партия не должна быть бездумной («Танцуй что хочешь!») — вы должны обсудить с исполнителем смысл и суть его соло, задать ему определенные рамки.
Если вы только начали вводить импровизацию в занятия с детьми — не исправляйте их. Дайте им возможность полностью высказаться, почувствовать, что это можно делать. А уже впоследствии вы можете начинать понемногу направлять их в импровизации, указывать на то, как можно было бы лучше сделать.
При импровизации детей обязательно подбирайте тематику по возрасту. Например, для дошколят и младших школьников будет близок герой мультика, сказки, животное и т.д.
В 7-8 лет не стоит вводить командную работу в импровизацию: в этом возрасте у детей еще слишком ярко выражено собственное «Я». Гораздо важнее, чтобы ребенок почувствовал свободу и возможность ошибаться.
В 9-10 лет можно начинать вводить командную работу в импровизации — для обучения взаимодействию в коллективе. Можно вводить в импровизацию более сложные образы — эмоции, которые переживают ученики.
С 10 лет ученики способны полностью использовать импровизацию в работе. Но в этот период начинает появляться стеснение — поэтому стоит четко формулировать простые и понятные задачи в импровизации.
С 14 лет можно вводить контактную импровизацию и технику партнеринг.
Введение импровизации в занятия с детьми
Прежде чем вводить импровизацию в постановку или использовать ее для создания лексики — стоит познакомить учеников с самой импровизацией и ввести ее в структуру урока.
Какой порядок введения импровизации предлагает Ольга:
- Танцевальная разминка под различную музыку.
- Импровизация в кроссах:
— Введение импровизации на физическое состояние и его изменения (большой-маленький).
— Введение понятия различного качества движения.
— Введение работы с темпоритмом. - Кроссы в парах.
- Свободная импровизация по диагонали под музыку.
Работа с музыкой и темпом в импровизации
Большинство учеников слышит музыку и ритмическую структуру в ней. Но мало кто из них обращает большое внимание на эту музыку: ее характер, скорость, эмоциональную окраску. Поэтому рассмотрим приемы, которые педагог использует в своей работе.
Работа с музыкой:
- Упражнение «Рисуем музыку»
- Усложнение: импровизация по схеме с закрытыми глазами.
- Упражнение «Ванька-Встанька»
- Парное упражнение «Зеркало»
- Упражнение «Дорисуй сюжет»
- Групповое упражнение «Треугольник»
Длительность лекции: 58 минут