[Институт Ньюфелда] Агрессия [Оксана Кузина, Анастасия Писаревская]

295

ОПИСАНИЕ КУРСА
Корни проблем с агрессией лежат глубоко в наших инстинктах и эмоциях и поэтому неподвластны привычным дисциплинарным вмешательствам. В своем авторском курсе Гордон Ньюфелд, один из ведущих теоретиков психологии развития, обнажает корни агрессии и показывает, как мы можем с ними работать. Его богатый опыт работы с агрессивными детьми и молодежью, склонной к насилию, позволил ему по-новому подойти к решению этой древней как мир проблемы. Принципы этого подхода распространяются на детей любого возраста и актуальны для всех областей: для дома, детского сада, школы и для психологической практики.
Мы находим множество подтверждений росту агрессии среди детей и подростков. Мы замечаем, что детская агрессия все чаще принимает насильственные формы, но поистине огромную тревогу вселяет мощная волна агрессии, возникающей внутри ребенка, а также между детьми. Мы видим проявления этой атакующей энергии в общении детей и подростков, в молодежной музыке, в их языке, играх и фантазиях. Именно рост агрессии является причиной увеличения количества самоубийств среди детей. Гордон Ньюфелд предлагает концепцию агрессии, которая не только помогает нам понять феномены вокруг нас, но также позволяет нам заглянуть вглубь психики человека, проявляющего агрессию, неважно, взрослого или маленького, и понять его внутренние процессы. Концепция Г. Ньюфелда удивительно доступна для понимания, беспрецедентно универсальна и соответствует данным новейших нейро-физиологических исследований мозга. Модель агрессии Ньюфелда применима не только в повседневной родительской практике, но и в работе детских психологов, учителей и воспитателей.
КРАТКИЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛА
Чтобы понять агрессию, необходимо отвлечься от агрессивного поведения как такового, и сконцентрироваться на эмоциональном опыте, который проживает ребенок, на том, чего ему не хватает в его развитии и жизнедеятельности. Переживание, лежащие в основе агрессии, – это переживание фрустрации, а отнюдь не гнева, как ошибочно полагают многие. Ребенку не хватает уязвимых чувств, а также осознанности, способной уравновесить атакующий импульс. Такие дети склонны атаковать, если они сталкиваются с чем-либо, что они хотят, но не могут изменить. С такими детьми бессмысленно применять обычные дисциплинарные меры, такие как: замечания, наказания, изоляция или сталкивание с последствиями их действий. Проблема агрессии может быть эффективно решена, лишь в случае воздействия на сами “корни” агрессии, лишь в случае устранения причин ее возникновения.
СУТЬ ПРОБЛЕМЫ
Агрессия – одна из древнейших и сложнейших проблем человечества и, по всей видимости, по крайней мере среди детей, эта проблема растет. Сложно найти родителя, учителя или воспитателя, который не сталкивался бы с агрессией в какой-либо из форм ее проявления: в виде истерик, вспышек гнева, припадков ярости, грубости, ругательств, агрессивных жестов, проявлений враждебности, расизма, насмешек, унижений, издевательств и травли, драк, пристыжения, принижения достоинств, брани, злорадства, насилия; или же, если агрессия направляется на самого индивидуума, в форме самоуничижения, нанесения себе ран или желания совершить самоубийство. Отрезвляющим фактом является то, что дети, которым не удалось «перерасти» агрессию к моменту вхождения в школьный возраст, вероятнее всего, перенесут эту проблему и во взрослую жизнь. Исключением могут стать лишь те случаи, когда будет оказано воздействие на первопричины агрессивного поведения.
В дополнение к этой и без того непростой ситуации стоит добавить, что агрессивное поведение мало поддается коррекции с помощью обычных дисциплинарных мер. Обычные инструменты воспитания, такие как – правила, наказания, предупреждения, санкции, лишение чего-либо, ценного для ребенка, постановка в угол и изолирование – несмотря на их кажущуюся мгновенную эффективность, на самом деле, приводят только к ухудшению ситуации. Похожим образом, обучение ребенка техникам самоконтроля и управления гневом, тренировка социальных навыков лучше всего удаются с теми детьми, которые в них не нуждаются, и совершенно не работают с теми, кому они нужны более всего.
Сложность во взаимодействии с детьми, не „переросшими“ агрессию к моменту вхождения в школьный возраст, состоит в том, чтобы понять, с каким феноменом мы имеем дело. Эмоциональное очерствение, произошедшее с этими детьми, нанесло им невидимый глазу и все же значительный урон: при столкновении с тщетностью они не испытывают грусть, но приходят в ярость; им не хватает столь необходимой уравновешенности, и они удивительным образом не тревожны в ситуациях, когда тревога уместна. В довершение всего, эти дети потеряли способность учиться на собственных ошибках и делать выводы из последствий своих действий. Они не могут адаптироваться, если что-то идет не так. Агрессивные дети находятся как бы в ловушке: они не в состоянии изменить ситуацию желаемым для себя образом, и, в то же время, эмоциональные защиты не позволяют им, отгоревав, смириться с ней. Попытки бороться с симптомами обречены на неудачу; лишь воздействие на первопричины проблемы может привести к хоть сколько-нибудь значительным изменениям. Бессмысленно пытаться преподнести ребенку урок или стараться пресечь агрессию на корню. Так же бессмысленно обучать ребенка социальным навыкам. Помочь может лишь восстановление здорового функционирования и возобновление личностного развития. Пока эта цель не будет достигнута, мы должны компенсировать незрелость ребенка, уменьшая, таким образом, количество агрессивных инцидентов и помогая ребенку проявлять агрессию, не нанося никому вреда. В этом направлении может быть сделано многое — и дома, и в школе, и в обществе в целом.
ПЛАН КУРСА
Лекция 1 — Фрустрация, привязанность и агрессия.

  • рабочее определение агрессии
  • многоликость агрессии, суицид как одна из форм агрессии
  • узнавание ненасильственных форм агрессии
  • роль фрустрации при агрессии
  • роль привязанности при агрессии
  • роль ориентации на сверстников при агрессии

Лекция 2 — Слезы, уравновешивание и атака.

  • взгляд на агрессию как на проблему адаптации
  • импульсивность, способность к интеграции и проблема агрессии
  • проблема перемещенной агрессии
  • связь защит от уязвимости и проблем с уравновешиванием
  • роль префронтального кортекса в агрессивном поведении
  • почему некоторым детям не удается перерасти агрессию?
  • почему агрессия — это нормальное явление для дошкольников и маленьких детей

Лекция 3 — Как справляться с агрессивными инцидентами, проявлениями насилия и уменьшать их количество.

  • почему традиционные подходы в отношении агрессивного поведения приводят к обратным результатам
  • почему метод последствий и тайм-аутов контрпродуктивны при работе с агрессией
  • как разделить агрессивное поведение и проблемы с агрессией
  • разница между действиями в инциденте и подходами для решения проблем с агрессией
  • руководство к действию в инциденте
  • почему необходимо перекрывать агрессивное поведение
  • как помочь безопасно избавиться от токсичной фрустрации
  • как уменьшить фрустрацию от проблем с привязанностью

Лекция 4 — Содействие альтернативным выходам.

  • как сместить фокус с агрессии на фрустрацию
  • как способствовать построению отношений с фрустрацией
  • как разглядеть фрустрацию, скрытую за поведением и эмоциями
  • как помочь детям в формировании ненасильственных намерений
  • как иметь дело с импульсивностью
  • как инициировать адаптацию и помочь тщетности стать прочувствованной
  • как смягчать защиты от уязвимости
  • как помочь детям перерасти проблему агрессии