[Институт Ньюфелда] Психологическая устойчивость [Ирина Маценко, Наталья Лысак]
190₽
Описание курса
Один из самых сложных и важных вопросов нашего времени — почему некоторые люди восстанавливаются после неприятностей, практически не получив вреда, а жизнь других оказывается разрушена, они становятся эмоционально нестабильными и дисфункциональными?
Когда-то не очень давно главной идеей о природе стресса было представление о том, что виной выступают именно события, случившиеся с нами. В соответствии с этим представлением считалось, что сексуальное насилие влекло за собой определённые последствия. Травма нас калечила. Развод оставлял негативный отпечаток. Сильный стресс мог нас погубить. Из этого делался вывод, что хорошие события (или отсутствие плохих) рано или поздно приведут нас к эмоциональному здоровью и благополучию. Оказывается, ни одна из этих гипотез не подтверждается. Обнаруживается слишком много исключений, чтобы можно было вывести такое правило.
Стало очевидным, что объяснение не в том, плохое или хорошее с нами происходит; но нечто в нас самих определяет, как дальше будут разворачиваться события. Что же это за «нечто»? Оно есть у одних и отсутствует у других? Или же оно есть у всех, но его нужно как-то активизировать, чтобы можно было реализовать этот потенциал?
Наконец все детали картины складываются вместе, и ответ лежит в этой потрясающей человеческой способности, называемой «психологическая устойчивость» или же способность восстанавливаться. Психологическая устойчивость – это главная хорошая новость. Стресс сам по себе не враг нам, и обстоятельства нашей жизни не обязательно поставят нас на колени. Спустя годы изучения роли стресса в этом уравнении, наконец-то фокус сместился на те ключи, которые помогут раскрыть замечательный человеческий потенциал, позволяющий расти, несмотря на неприятности, расцветать при сложностях и восстанавливаться после травм.
Психологическую устойчивость можно назвать самой важной современной темой. Она содержит в себе ответы на вопросы об эмоциональном здоровье и благополучии, о психических заболеваниях, об исцелении и восстановлении, о профилактике, зависимостях и многом другом. Психологическая устойчивость является не только лучшей профилактикой во всех смыслах, но и наилучшим направлением для оказания помощи. Вопросами устойчивости стоит интересоваться всем людям, в том числе педагогам, родителям и обществу в целом, а не только специалистам в области медицины и психологии. Психологическая устойчивость касается нас самих, а также тех, за кого мы в ответе.
Влияние этой темы огромно. Вместо исцеления травм, расстройств и заболеваний нам следует фокусироваться на восстановлении способности к психологической устойчивости. Вместо беспокойства о том, что может случиться с нами или нашими детьми, нам следует взращивать психологическую устойчивость, ведь она – главная страховка их благополучия в мире, который вне нашего контроля.
Откуда же берётся устойчивость и как нам её понять? К нашему удивлению, ответы можно найти в современных представлениях об эмоциях, отношениях, чувствах, игре и покое. К сожалению, эти важнейшие факторы были отодвинуты на второй план преобладающим в наши дни фокусом на симптомах, синдромах и стрессе, а также на проблемном поведении и дисфункциях. Новое понимание эмоционального здоровья и благополучия состоит не в том, что именно с нами произошло, а скорее в том, что не случилось внутри нас.
Кому подходит этот курс
Концепция психологической устойчивости, при её глубоком понимании, может применяться в любой области. Мы все сталкиваемся с неприятными событиями, иммунитета к ним нет ни у кого. Знания о том, как поддержать устойчивость и восстановление, должны быть нашим основным концептуальным инструментом, с помощью которого мы заботимся о себе и о тех, кто от нас зависит.
Несмотря на то, что в фокусе курса находятся дети, применение знаний об устойчивости может быть универсальным. Это понимание необходимо всем людям, учителям и родителям, а также всем представителям помогающих профессий, так как эти знания помогут и при работе с клиентами. Поэтому данный курс весьма рекомендуется для психотерапевтов, социальных работников, психологов, консультантов, врачей и медсестёр. Курс «Психологическая устойчивость» от Института Ньюфелда содержит важнейшую часть информации из 15-недельного интенсива «Понимание терапии», предназначенного для практикующих специалистов. Используя свой личный 40-летний практический опыт терапевта и теоретический опыт преподавателя психологии в Университете Британской Колумбии, Гордон Ньюфелд по своему обыкновению изучил всю доступную литературу по вопросу восстановления от травм и создал свой уникальный взгляд на то, что происходит на стороне клиента, как работает это восстановление внутри человеческой психики.
Известно, что даже у самых талантливых терапевтов бывают клиенты, с которыми ничего «не работает», несмотря на опыт, прекрасную технику и искреннее желание помочь. В курсе мы рассматриваем, что именно должно «сработать», чтобы в психике запустился механизм самовосстановления. Обсуждаем то, что может сделать родитель, чтобы помочь ребёнку прийти в эту точку восстановления, убрать то, что этому мешает. Похожие принципы действуют и в терапевтическом процессе, в отношениях между терапевтом или иным помогающим специалистом и клиентами. Мы посмотрим не только на понятия стресса и травмы, но и на то, куда клиент должен вернуться, на то самое «нормальное» состояние — какие у него признаки, как оно выглядит, и как мы можем ошибаться в своих выводах.
Мы не будем прицельно углубляться в терапевтические вопросы, однако вы получите достаточно информации, чтобы по-новому взглянуть на свою работу. У вас также будет возможность задать нам вопросы по данному материалу на каждом занятии.
Темы/Цели курса
— суть психологической устойчивости
— три главных признака оптимального функционирования
— роль истинного покоя для психологической устойчивости
— разница между чувствами и эмоциями, и для чего нам необходимо чувствовать свои эмоции
— три индивидуальных ключа, раскрывающих врождённый потенциал психологической устойчивости
— понимание типичной стрессовой реакции
— ограничения концепции стресса Селье
— психологическая устойчивость как пример того, как эмоции заботятся о нас
— отличие истинной психологической устойчивости от псевдопсихологической устойчивости, которую часто расхваливают эксперты или о которой сообщается в исследованиях
— понимание сути стресса и распознавание его среди всего многообразия опыта
— общее воздействие неблагоприятных факторов и его преодоление
— главные признаки эмоционального очерствения, часто принимаемого за психологическую устойчивость
— усовершенствование концепции Уолтера Кеннона о реакции «бей или беги»
— сложная роль привязанности в отношении стресса и психологической устойчивости
— удивительная роль истинной игры для психологической устойчивости
— как детоцентрированное родительство может привести к обратным результатам, отзеркаливая хрупкость вместо силы
Программа курса
Занятие 1 – Признаки и предпосылки
Пазл психологической устойчивости включает в себя множества составляющих. Чтобы понять ее суть, сначала нужно прояснить, как выглядит оптимальное функционирование, а также каковы личностные отличительные черты или характеристики, создающие предпосылки для такого функционирования. Всё это закладывает основу для понимания не только того, кто в первую очередь входит в группу риска при столкновении с неблагоприятными факторами, но также и того, что мы можем сделать, чтобы раскрыть эту удивительную способность восстанавливаться в самих себе, в наших учениках и наших клиентах.
Занятие 2 – Что такое стресс
Чтобы понять суть психологической устойчивости, мы в первую очередь должны понять природу и принципы воздействия стресса. Устаревшие представления о стрессе, включая концепцию Уолтера Кеннона «бей или беги» столетней давности, должны быть заменены новыми представлениями, пришедшими к нам из теории привязанности, а также из нейронауки об эмоциях. Типичная реакция на стресс во многом диаметрально противоположна психологической устойчивости, поэтому понимание первого поможет пролить свет и на второе. В эту сессию также входит рассмотрение вопроса ложной психологической устойчивости или эмоционального очерствения, которое «эксперты» и исследователи часто принимают за истинную устойчивость.
Занятие 3 – К устойчивости – через движение эмоций
Новый взгляд на эмоции перевернул предыдущие представления с ног на голову. Нейронаука показала, что у каждой эмоции есть своё предназначение и, более того, ответственная работа, которую она должна выполнить. И нет более важной работы, чем восстановление и психологическая устойчивость. В этой сессии мы размечаем на карте эмоциональный маршрут, по которому происходит восстановление, от первоначальных эмоциональных спадов — к желанным подъёмам. Оказывается, что эмоция служит нам службу, заботясь о нас перед лицом неблагоприятных факторов, и не является нам врагом, которого нам нельзя подпускать.
Занятие 4 – Становление устойчивости требует поддержки в отношениях
Уже какое-то время нам известно, что отношения играют важную роль в вопросе психологической устойчивости. Но в некоторой степени всё ещё остается загадкой, как выглядят правильные отношения и каким образом они влияют на психологическую устойчивость. Как только у нас появляются ключи к раскрытию психологической устойчивости, и мы разметили на карте ее эмоциональный маршрут, роль отношений становится предельно очевидной. Всё это имеет огромное практическое значение, будь то дома, в школе или в терапии.
Занятие 5 – Устойчивость развивается в игре
Наиболее удивительной в вопросе психологической устойчивости является роль игры. Большинство из того, что мы называем игрой, настоящей игрой не является. Поэтому понимание её сути становится ключом для понимания этих взаимосвязей. Последние открытия во многих академических подходах сходятся на том, что игра и игривость удивительно эффективно готовят почву для эмоционального маршрута психологической устойчивости. Понимание взаимосвязей между игрой и устойчивостью также проливает свет на такие таинственные явления, как, например, тот факт, что в школах, где есть детский хор, наиболее высокие показатели эмоционального здоровья у учеников. Данный материал также объясняет, почему нам всем нужно играть, вне зависимости от возраста.
Один из самых сложных и важных вопросов нашего времени — почему некоторые люди восстанавливаются после неприятностей, практически не получив вреда, а жизнь других оказывается разрушена, они становятся эмоционально нестабильными и дисфункциональными?
Когда-то не очень давно главной идеей о природе стресса было представление о том, что виной выступают именно события, случившиеся с нами. В соответствии с этим представлением считалось, что сексуальное насилие влекло за собой определённые последствия. Травма нас калечила. Развод оставлял негативный отпечаток. Сильный стресс мог нас погубить. Из этого делался вывод, что хорошие события (или отсутствие плохих) рано или поздно приведут нас к эмоциональному здоровью и благополучию. Оказывается, ни одна из этих гипотез не подтверждается. Обнаруживается слишком много исключений, чтобы можно было вывести такое правило.
Стало очевидным, что объяснение не в том, плохое или хорошее с нами происходит; но нечто в нас самих определяет, как дальше будут разворачиваться события. Что же это за «нечто»? Оно есть у одних и отсутствует у других? Или же оно есть у всех, но его нужно как-то активизировать, чтобы можно было реализовать этот потенциал?
Наконец все детали картины складываются вместе, и ответ лежит в этой потрясающей человеческой способности, называемой «психологическая устойчивость» или же способность восстанавливаться. Психологическая устойчивость – это главная хорошая новость. Стресс сам по себе не враг нам, и обстоятельства нашей жизни не обязательно поставят нас на колени. Спустя годы изучения роли стресса в этом уравнении, наконец-то фокус сместился на те ключи, которые помогут раскрыть замечательный человеческий потенциал, позволяющий расти, несмотря на неприятности, расцветать при сложностях и восстанавливаться после травм.
Психологическую устойчивость можно назвать самой важной современной темой. Она содержит в себе ответы на вопросы об эмоциональном здоровье и благополучии, о психических заболеваниях, об исцелении и восстановлении, о профилактике, зависимостях и многом другом. Психологическая устойчивость является не только лучшей профилактикой во всех смыслах, но и наилучшим направлением для оказания помощи. Вопросами устойчивости стоит интересоваться всем людям, в том числе педагогам, родителям и обществу в целом, а не только специалистам в области медицины и психологии. Психологическая устойчивость касается нас самих, а также тех, за кого мы в ответе.
Влияние этой темы огромно. Вместо исцеления травм, расстройств и заболеваний нам следует фокусироваться на восстановлении способности к психологической устойчивости. Вместо беспокойства о том, что может случиться с нами или нашими детьми, нам следует взращивать психологическую устойчивость, ведь она – главная страховка их благополучия в мире, который вне нашего контроля.
Откуда же берётся устойчивость и как нам её понять? К нашему удивлению, ответы можно найти в современных представлениях об эмоциях, отношениях, чувствах, игре и покое. К сожалению, эти важнейшие факторы были отодвинуты на второй план преобладающим в наши дни фокусом на симптомах, синдромах и стрессе, а также на проблемном поведении и дисфункциях. Новое понимание эмоционального здоровья и благополучия состоит не в том, что именно с нами произошло, а скорее в том, что не случилось внутри нас.
Кому подходит этот курс
Концепция психологической устойчивости, при её глубоком понимании, может применяться в любой области. Мы все сталкиваемся с неприятными событиями, иммунитета к ним нет ни у кого. Знания о том, как поддержать устойчивость и восстановление, должны быть нашим основным концептуальным инструментом, с помощью которого мы заботимся о себе и о тех, кто от нас зависит.
Несмотря на то, что в фокусе курса находятся дети, применение знаний об устойчивости может быть универсальным. Это понимание необходимо всем людям, учителям и родителям, а также всем представителям помогающих профессий, так как эти знания помогут и при работе с клиентами. Поэтому данный курс весьма рекомендуется для психотерапевтов, социальных работников, психологов, консультантов, врачей и медсестёр. Курс «Психологическая устойчивость» от Института Ньюфелда содержит важнейшую часть информации из 15-недельного интенсива «Понимание терапии», предназначенного для практикующих специалистов. Используя свой личный 40-летний практический опыт терапевта и теоретический опыт преподавателя психологии в Университете Британской Колумбии, Гордон Ньюфелд по своему обыкновению изучил всю доступную литературу по вопросу восстановления от травм и создал свой уникальный взгляд на то, что происходит на стороне клиента, как работает это восстановление внутри человеческой психики.
Известно, что даже у самых талантливых терапевтов бывают клиенты, с которыми ничего «не работает», несмотря на опыт, прекрасную технику и искреннее желание помочь. В курсе мы рассматриваем, что именно должно «сработать», чтобы в психике запустился механизм самовосстановления. Обсуждаем то, что может сделать родитель, чтобы помочь ребёнку прийти в эту точку восстановления, убрать то, что этому мешает. Похожие принципы действуют и в терапевтическом процессе, в отношениях между терапевтом или иным помогающим специалистом и клиентами. Мы посмотрим не только на понятия стресса и травмы, но и на то, куда клиент должен вернуться, на то самое «нормальное» состояние — какие у него признаки, как оно выглядит, и как мы можем ошибаться в своих выводах.
Мы не будем прицельно углубляться в терапевтические вопросы, однако вы получите достаточно информации, чтобы по-новому взглянуть на свою работу. У вас также будет возможность задать нам вопросы по данному материалу на каждом занятии.
Темы/Цели курса
— суть психологической устойчивости
— три главных признака оптимального функционирования
— роль истинного покоя для психологической устойчивости
— разница между чувствами и эмоциями, и для чего нам необходимо чувствовать свои эмоции
— три индивидуальных ключа, раскрывающих врождённый потенциал психологической устойчивости
— понимание типичной стрессовой реакции
— ограничения концепции стресса Селье
— психологическая устойчивость как пример того, как эмоции заботятся о нас
— отличие истинной психологической устойчивости от псевдопсихологической устойчивости, которую часто расхваливают эксперты или о которой сообщается в исследованиях
— понимание сути стресса и распознавание его среди всего многообразия опыта
— общее воздействие неблагоприятных факторов и его преодоление
— главные признаки эмоционального очерствения, часто принимаемого за психологическую устойчивость
— усовершенствование концепции Уолтера Кеннона о реакции «бей или беги»
— сложная роль привязанности в отношении стресса и психологической устойчивости
— удивительная роль истинной игры для психологической устойчивости
— как детоцентрированное родительство может привести к обратным результатам, отзеркаливая хрупкость вместо силы
Программа курса
Занятие 1 – Признаки и предпосылки
Пазл психологической устойчивости включает в себя множества составляющих. Чтобы понять ее суть, сначала нужно прояснить, как выглядит оптимальное функционирование, а также каковы личностные отличительные черты или характеристики, создающие предпосылки для такого функционирования. Всё это закладывает основу для понимания не только того, кто в первую очередь входит в группу риска при столкновении с неблагоприятными факторами, но также и того, что мы можем сделать, чтобы раскрыть эту удивительную способность восстанавливаться в самих себе, в наших учениках и наших клиентах.
Занятие 2 – Что такое стресс
Чтобы понять суть психологической устойчивости, мы в первую очередь должны понять природу и принципы воздействия стресса. Устаревшие представления о стрессе, включая концепцию Уолтера Кеннона «бей или беги» столетней давности, должны быть заменены новыми представлениями, пришедшими к нам из теории привязанности, а также из нейронауки об эмоциях. Типичная реакция на стресс во многом диаметрально противоположна психологической устойчивости, поэтому понимание первого поможет пролить свет и на второе. В эту сессию также входит рассмотрение вопроса ложной психологической устойчивости или эмоционального очерствения, которое «эксперты» и исследователи часто принимают за истинную устойчивость.
Занятие 3 – К устойчивости – через движение эмоций
Новый взгляд на эмоции перевернул предыдущие представления с ног на голову. Нейронаука показала, что у каждой эмоции есть своё предназначение и, более того, ответственная работа, которую она должна выполнить. И нет более важной работы, чем восстановление и психологическая устойчивость. В этой сессии мы размечаем на карте эмоциональный маршрут, по которому происходит восстановление, от первоначальных эмоциональных спадов — к желанным подъёмам. Оказывается, что эмоция служит нам службу, заботясь о нас перед лицом неблагоприятных факторов, и не является нам врагом, которого нам нельзя подпускать.
Занятие 4 – Становление устойчивости требует поддержки в отношениях
Уже какое-то время нам известно, что отношения играют важную роль в вопросе психологической устойчивости. Но в некоторой степени всё ещё остается загадкой, как выглядят правильные отношения и каким образом они влияют на психологическую устойчивость. Как только у нас появляются ключи к раскрытию психологической устойчивости, и мы разметили на карте ее эмоциональный маршрут, роль отношений становится предельно очевидной. Всё это имеет огромное практическое значение, будь то дома, в школе или в терапии.
Занятие 5 – Устойчивость развивается в игре
Наиболее удивительной в вопросе психологической устойчивости является роль игры. Большинство из того, что мы называем игрой, настоящей игрой не является. Поэтому понимание её сути становится ключом для понимания этих взаимосвязей. Последние открытия во многих академических подходах сходятся на том, что игра и игривость удивительно эффективно готовят почву для эмоционального маршрута психологической устойчивости. Понимание взаимосвязей между игрой и устойчивостью также проливает свет на такие таинственные явления, как, например, тот факт, что в школах, где есть детский хор, наиболее высокие показатели эмоционального здоровья у учеников. Данный материал также объясняет, почему нам всем нужно играть, вне зависимости от возраста.