Использование реакции обозревателя в обучении навыкам [Ольга Мелешкевич]

60

Задание 1, визуальный подбор: ребенку предъявлены 3 картинки (яблоко, кошка, мяч) и инструкция подобрать мяч к мячу. Ребенок должен положить карточку мяча на карточку мяча, которая лежит перед ним.
Задание 2, поведение слушателя: ребенку предъявлены 3 картинки (собака, банан, кубик) и инструкция «Где собака?» Ребенку надо найти стимул по инструкции.
Задание 3, параллельная последовательная имитация с предметами: перед ребенком и инструктором лежит по набору идентичных предметов для игры «покормим животных». Инструктор берет плюшевого медвежонка и сажает на стульчик. Ребенок делает тоже самое из своего комплекта. Инструктор ставит перед его мишкой тарелочку. Ребенок ставит перед своим мишкой тарелочку и т.д.

Список подобных заданий можно продолжить, и все они будут объединены одним общим условием: ребенку нужно уделять внимание стимулам или компонентам инструкции, которые он слышит или видит. Как научить ребенка это делать, различать стимулы или, говоря обыденным языком, быть внимательным во время инструкции? В Прикладном анализе поведения контакт ребенка с предъявляемыми стимулами называется «реакция обозревателя» (DOR, Differential Observing Response). Реакция обозревателя — это поведение, которое ребенок сам генерирует в дополнение к инструкции и которое помогает ему правильно ответить на инструкцию (Dinsmoor, 1985). В зависимости от задания ребенок должен уметь генерировать разные виды поведения, которые повышают его уровень внимания к инструкциям. Как научить ребенка реакции обозревателя? Об этом и пойдет речь на данном вебинаре.