Из поколения в поколение [Ирина Камаева]

800

ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖПОКОЛЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ ТРАВМ И СЦЕНАРИЕВ

Обучающая программа в записи
8 двухчасовых вебинаров
и 29 заданий самостоятельного выполнения

Психологи знают и увлечены темой межпоколенной передачи травмы. Почти все знают о разных концепциях, рассказывающих о том, как история прошлых поколений семьи влияет на сегодня живущих.

Что это за обучающая программа?

Обучающая программа поможет разбираться с разницей между психологической травмой в общем понимании и травмой, передаваемой в поколениях. После освоения материалов обучающей программы вы сможете выбрать из известных и малоизвестных концепций самое ценное для работы с семейной историей. В обучающей программе мы описываем важные моменты из истории поколений нашей большой страны. А также знакомимся в моделью терапевтической работы, разработанной — точнее, собранной из разных подходов, и модифицированной под задачу — методикой работы с межпоколенной травмой и семейной историей. Посмотрим на истории своих семей, работу с клиентами, и те моменты консультирования, где затрагивается этот аспект.

На каких авторов и какие концепции мы опираемся в этом курсе? На «семейные проекции» Мюррея Боуэна, на идеи Анн А. Шутценбергер и Винсента Де Гольжака, влияние непережитого горя, описанного Вамиком Волканом, Александром Эткиндом и другими авторами, разные работы о замещающем ребенке, концепции семейных лояльностей, долгов и подарков Ивана Бузормени-Нади и Марселя Мосса, мы обращаемся к работам Жозефины Хилгард о синдроме годовщины, и анализируем и возьмем все нужое нам для этой работы у Хеллингера и его последователей.

А что с практикой?

В программе я описываю пятишаговую модель работы с семейной историей и межпоколенной передачей травмы, которую разработала и опробировала за 30 лет увлечения и работы с этой темой.

В программе я также рассказываю о том, как работают с травмой семейные психологи, психоаналитики, «расстановщики», как можно использовать генограмму, что можно взять из исторической психологии, а также из опыта психологов, работавших с жертвами Холокоста.

Формат обучающей программы — 8 вебинаров, 29 заданий для самостоятельной исследовательской (рефлексивной) работы

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Вебинар 1.
Семья как система. Способы передачи травм, посланий, сценариев, ограничений и ресурсов внутри семьи «по горизонтали», от поколения к поколению и через поколения. Семейные проекции, семейные роли, семейные достижения. Ролевые смещения и замещения. Родительские сценарии и детские реакции на них. Семейные тайны и семейные секреты. Как и что передают родители детям?

Вебинар 2. Травма. Мифы и реальность травмы. Что действительно является психологической травмой, а что ей не является. Почему русскоязычное психологическое сообщество сконцентрировано на теме травмы. Чем психологическая травма отличается от семейной и межпоколенной. Социальные травмы и их проявления на семейном и личном уровне. Исторические травмы.

Вебинар 3. Консультирование и психотерапия. 5-шаговая модель психологической помощи. Исследование истории семьи. Генограмма. Работа с семейными фотографиями. Последовательность работы, нюансы, особенности интерпретации. Поиск ресурсов.

Вебинар 4. Концепции. Проективная и интроективная идентификация в психоанализе — многообразие концепций. Теория связей. Идеи Анн А. Шутценбергер, Винсента Де Гольжака, Жозефины Хилгард, Берта Хелингера о семейном взаимодействии. Что из этого можно взять в практическую работу?

Вебинар 5. Концепции. Дарение, долги, расплата — концепция семейной лояльности Ивана Бузормени-Надя, социальные исследования Марселя Мосса. Межпоколенная передача способов обращения с деньгами, ресурсами, жизнь внутри и вне бедности в поколениях.

Вебинар 6. Горевание и неотгореванное. Потери и пропажи. Модель расставания с ушедшими и модель вовлечения. От Вамика Волкана до Майкла Уайта — изменение подхода к работе с горем. Проявление незавершенного горя в поколениях. Ритуалы завершения.

Вебинар 7. Советское, постсовесткое и социальные травмы 20 века. Войны, репрессии, раскулачиание, ГУЛАГ и Холокост — влияние в поколениях. География и история — что нужно знать для работы с межпоколенной передачей травмы? Как связаны нарциссическое воспитание и беды 20 века? Синдром выжившего в семейном контексте.

Вебинар 8. Обобщаем услышанное. Ответы на вопросы, разбор кейсов, уточнения деталей работы психолога с семейной историй. Связан ли страх сойти с ума с «родовыми проклятьями» или проекцией дисфункции на ребенка?