Как устроена философия? [Михаил Немцев]
80₽
Главная проблема, о которой пойдёт речь: что именно делают философы, когда занимаются своим делом? Снаружи философия часто выглядит как некий музей мнений обо всём, и так и преподаётся в школах и вузах. Среди экспонатов попадаются любопытные штуки, но при чём тут мы?
Цель курса: создать возможность каждому понять философию «изнутри» как деятельность, в которой участвует каждый, читающий философский текст или спорящий о важной проблеме с другими. Задача-максимум курса – снабдить участников инструментами для создания своей собственной философии.
Курс представляет собой нечто среднее между историей философии, сравнительной культурологией, риторикой и метафилософией. Для его освоения, достаточно специальной предварительной подготовки не требуется. Во время курса будут домашние задания.
Чему вы научитесь?
- Узнаете о «внутреннем устройстве философии» – что такое проблема, аргумент, рассуждение
- Узнаете о различиях «западных» и «восточных» философий
- Научитесь отличать философские проблемы от прочих проблем и научитесь их формулировать
- Научитесь отличать философский текст от литературного и увидите, как литературное произведение превращается в философское
- Попробуете целенаправленно и продуктивно ошибаться
- Узнаете, чем полезен философам паблик «Выхинская критика французской мысли»
План курса
Что значит «читать»? Лекция с демонстрацией. Здесь пойдёт речь о тексте как основном инструменте философии. О том, что значит «понимать» его, и какую роль в этом играет язык
Что хотел сказать автор? Проблема понимания. Семинар. Переводим записанные в тексте рассуждения в тезисные рассуждения, и сравниваем.
Схемы, в которые превращаются тексты, и наоборот. Учимся рисовать идеи, заодно конспектируя чужие и свои сочинения. Ключевые слова: суждение, аргумент, схема.
Противоречия в философии. Лекция. Строгая наука и строгая философия избегают противоречий, но некоторые философы их ценят, любят и специально стремятся к ним. Речь пойдёт об истории.
Афоризмы и стихи, что с ними делать? Философская мысль часто (чаще, чем хотелось бы) записана афоризмами, поэтому при все любви к строгому и чёткому высказыванию, приходится работать с ними. На этом занятии будем читать Гераклита, Кун-Цзы (Конфуция), Монтеня и Ницше.
«Верю – не верю» в философии: между озарением и пониманием. Должна ли философская мысль всегда быть убедительной? И что это значит для нее – «быть убедительной»? Речь пойдёт об интуиции, и о том, почему нельзя не верить философам, говорящим о невыразимом. Здесь мы коснёмся отношений между философиями и религиями.
Какую проблему решал Декарт и что он при этом изобрёл? (опыт чтения) Семинар. Теперь речь пойдёт об «интеллектуальной интуиции», об аксиомах и о таком важном философском методе, как мысленный эксперимент. Чтение: «Рассуждения о методе» «Первоначала философии» Рене Декарта.
Ещё раз о мысленном эксперименте, или как возникает этика. Метод «мысленного эксперимента» часто используется, чтобы выяснить: как надо поступать, и как поступать нельзя. На примере таких известных принципов, как «золотое правило» и «универсальных императив» рассмотрим, как и зачем конструируются этические принципы.
Философский диалог: опыт построения и анализа. О «диалоге» как философском жанре более-менее все слышали, но зачем он нужен? Почему философам разных времён требовался и требуется для развития своих мыслей именно форма диалога? Зачем задавать вопросы и отвечать на них? На занятии рассмотрим некоторые важные диалоги и проанализируем технику создания диалога.
Как мы ошибаемся, убеждая других и себя. Лекция. Ошибка в философии и в жизни часто недооценена. Мы обычно не любим ошибаться, а тем более – возвращаться к своим ошибкам. Но, может быть один из важнейших философски навыков – это умение ошибаться и находить ошибки других. Это занятие посвящено умению ошибаться и его роли в философском творчестве.
Классификации и типологии «философий»: зачем нужны «-измы»? Философские классификации – это часто первое с чем сталкиваются студенты на курсах философии в российских вузах. На лекциях и в учебниках философы распределены по школам и направлениям. Не ясно, кому, кроме историков философии. и зачем эти классификации нужны. на последнем занятии рассмотрим их практическое назначение, их удобство для ориентирования в мировой философии и простые техники классификации.