Комплект профориентационных игр и материалов Мир профессий будущего [Дмитрий Судаков]

180

Автор: Дмитрий Судаков
Ведущий образовательных программ (МШУ «СКОЛКОВО», Агентство стратегических инициатив), ведущий разработчик методики прогнозирования потребности в рабочих кадрах (Skills Technology Foresight, совместно с Международной организацией труда), руководитель проекта «Атлас новых профессий».

Комплектация:
1. Методическое пособие по применению Атласа новых профессий
2. Разговоры о будущем
3. Настольная игра «Компас профессий»
4. Настольная игра «Специалист будущего»
5. Настольная игра «Профессиональное лото»
6. Настольная игра «Курьер, прощай!»
7. План-навигатор по комплекту

«Мир профессий будущего» — это комплект игровых и методических решений, направленный на то, чтобы помочь педагогам, специалистам по профориентации и другим неравнодушным людям рассказать подросткам о том, как выглядит будущее работы в доступной и увлекательной форме, а также помочь им самостоятельно строить образовательные и карьерные траектории, определяться с выбором сферы интересов и становиться успешными в жизни. В отличие от привычного подхода к профориентации, где подросток является «объектом изучения», данный комплект позволяет организовать системную работу, нацеленную на развитие у подростков навыков, которые пригодятся ему во взрослой жизни.

Комплект профориентационных игр и материалов «Мир профессий будущего».

«Школа сегодня готовит детей к позавчерашнему дню. Уже сегодня 95% того, что учат дети в школе, на что там тратятся их время и силы, неактуально, нерелевантно даже сегодняшнему дню, не говоря уже про будущее.»

Людмила Петрановская

Комплект предназначен для системной профориентационной работы с группой 4-10 подростков 12-18 лет. Содержания комплекта достаточно для 40-50 часов работы.

Цель комплекта:

  • знакомство подростков с миром профессий будущего, который разительно отличается от привычного нам сегодня. По прогнозам, за ближайшие десять лет исчезнет от 12 до 15% ныне существующих профессий. Кроме того, одними из наиболее невостребованных выпускников являются выпускники сверхпопулярных экономических и юридических факультетов, на которые подростков отправляют родители. Представление о том как выглядит будущий мир, какие специалисты будут в нём востребованы, является базовым для успеха школьника в ожидающей его профессиональной деятельности
  • формирования навыков самостоятельного выстраивания образовательной и карьерной траектории. В быстро меняющемся VUCA-мире, в котором мы начинаем жить, уже не существует единственно верного ответа на вопрос «кем быть?». И в ходе жизненного пути сегодняшним подросткам предстоит поменять не одну профессию. Таким образом, навык самостоятельно выстраивания личной траектории становится критически необходимым.

Состав комплекта:

  • Методическое пособие. Методическое пособие позволяет постепенно погружать подростков в общую философию проекта. Материал о будущем и профессиях в нем простроен так, чтобы он усваивался и вызывал интерес. Методическое пособие включает в себя описание того, каким будет мир будущего, какие новые знания потребуются в будущем, методические рекомендации по использованию “Атласа новых профессий”, готовый урок по профориентации, классный урок “Разговоры о будущем” и другие материалы, сделанные за годы существования проекта. Учитель имеет возможность получить структурированную информацию об Атласе и начать обсуждение с детьми.
  • Разговоры о будущем. Комплект из 22 уроков, посвященных отдельным отраслям экономики. Помимо знакомства с образом будущего каждой из этих отраслей, подростки будут выполнять задания, которые в игровой форме позволят им погрузиться в профессии завтрашнего дня. Это позволит познакомиться с будущим отраслей российской экономики и профессиями будущего через рефлексию и дискуссии, даст понимание профессиональных задач, которые будут стоять перед специалистами будущего, разовьёт навыки командной работы.
  • Компас профессий. Кооперативная настольная игра, в которой взрослые и подростки совместно проживают отрезок жизни вымышленного персонажа от 13 лет до 40. Персонажу нужно развить в себе надпредметные навыки, необходимые для получения одной из специальностей будущего. В его распоряжении будут удачные школьные возможности, взрослые решения и родительская помощь. На его жизненном пути будут регулярно случаться те или иные непростые события, способные поколебать его слагаемые колеса жизненного баланса.
  • Профессиональное лото. Эта игра основана на двух основных механиках – лото и викторина. Они позволяют ученикам присвоить знания о необходимых надпрофессиональных навыках, соотнести профессии будущего со школьными предметами. Именно надпрофессиональные навыки будут присутствовать практически в любой профессии (в той или иной комбинации). На сегодняшний день система образования не включает в себя формирование понимания важности этих навыков. Поэтому особенно важно познакомить учеников с новыми тенденциями. Это позволит школьникам составить необходимую карту развития для успешного будущего.
  • Курьер, прощай. Игра направлена на формирование у школьников понимания того, как быстро меняется мир. Как привычные нам профессии видоизменяются под действием прогресса и новых открытий. Многие профессии исчезают. Их заменяют новые технологии, искусственный интеллект, машины. Некоторые профессии меняются настолько, что их названия стали совсем другими. Игра предлагает участникам погрузиться в будущее, посмотреть какие события могут повлиять на профессии, увидеть какие профессии исчезнут.
  • Специалист будущего. Игра, развивающая навык самостоятельной разработки образовательной и карьерной траектории. Участники игры управляют жизненной траекторией вымышленного персонажа, которого ждут взлеты и падения, успех и неудачи.