[Lectorium.art] Камиль Писсарро: поэзия обыденного мира [Елена Забродина]

40

Его называли главой импрессионистов не только потому, что он был старше всех остальных почти на десять лет, но и благодаря его мудрости и доброму сердцу. Камиль Писсарро – это, пожалуй, единственный из всех «анонимных художников» (так называлось сообщество импрессионистов в 1874 году, когда была открыта их первая совместная выставка), который за следующие тридцать лет остался в хороших отношениях с каждым из своих друзей. Душа этого мастера отражается в каждой из его работ, начиная от самых ранних, ученических полотен, где коричневая земля и зеленые деревья завораживают взгляд зрителя и заканчивая последними шедеврами – площадями и бульварами Парижа, когда и весна, и осень в городе кажутся нам поэтичным откровением обыденного мира. Мы видим ежедневно эти дома и улицы, порты и корабли, летний дождь и неяркое солнце зимнего дня, но лишь очень талантливый художник может открыть иные миры в привычной реальности. Другая сторона его творчества – это сельские пейзажи вокруг Понтуаза и Эраньи, которые стали своеобразным памятником этим маленьким французским поселениям. Уборка урожая, сбор яблок и капусты, прополка сада – эти простые дела крестьян, написанные Писсарро, становятся вневременным изображением людей в природе, вечной темой гармоничного существования человека и окружающего его мира. В конце жизни мастер сказал: «Счастлив тот, кто может разглядеть красоту в обычных вещах, там, где другие ничего не видят!» Давайте вместе посмотрим на поэзию обыденного мира Камиля Писсарро.