Лекции о художниках 9 [Елена Забродина]

60

Лекция: Христос и святые в работах Босха: ангелы и дьяволы в человеческом облике
Иероним Босх: мастер из Хертогенбосха
Семья Босха принадлежит к братству Богоматери, где глубина религиозного переживания несравнима с более светским отношением к христианству как Италии, так и в южных Нидерландах. Его картины – это олицетворение немецкого и северо-нидерландского мировосприятия и тщетной становится попытка психоаналитической трактовки этого художника XV века, учитывая, как многое потеряно и забыто из средневековой культуры, фольклора, традиций малых религиозных братств, алхимии и астрологии.
В год 500-летия со дня смерти великого нидерландского живописца Иеронима Босха мы приглашаем вас на цикл лекций, посвященных жизни и творчеству мастера.
Часть 2. Христос и святые в работах Босха: ангелы и дьяволы в человеческом облике
Давно знакомые истории о рождении и смерти Спасителя Босх рассказывает совершенно иначе, удивляя зрителей и деталями подарков, принесенных Младенцу волхвами, и улыбающимся Дьяволом, оказавшимся в сцене поклонения рядом с главными героями, и удивительным качеством полугризайлей и гризайлей на закрытых створках триптихов.
Святые Босха, от Антония до Иеронима, предстают перед нами в окружении странных существ, загадку которых трудно разгадать окончательно. Борода Вильгефортис оскорбила вкус итальянских заказчиков триптиха и ее надолго спрятали от взглядов зрителей. А изображение святого Христофора носит отпечаток работ предшественников Босха, включая и знаменитый Гентский алтарь братьев ван Эйк.
Ужас нарастает на уродливых безглазых лицах. Лишь один из слепцов скорбит, а гримасы остальных вызывают омерзение. А тот, кто уже начал падать в пропасть, смеется, и безысходность страшного облика героев «Притчи о слепцах», своеобразного духовного завещания мастера, по-прежнему завораживает зрителя и заставляет вдуматься в символическое представление о судьбе, ожидающей человечество.
На лекции мы посмотрим на примеры всех жанров, в которых работал основатель династии Брейгелей – и пейзажи, и исторические картины, и сцены из современной художнику жизни, и работы на библейскую тематику. Питер Старший Мужицкий – последний художник северного Ренессанса – создает впечатляющий ряд произведений, способных и сейчас удивлять и восхищать.
Однако Брейгели – это не только основатель династии, но и его сыновья, внуки, правнуки. Мы проследим, как меняется трактовка библейских тем и жанровых сценок, натюрмортов и пейзажей в творчестве потомков великого нидерландского мастера. Более 150 лет семья Брейгелей находится на художественном рынке Европы, удивляя заказчиков и мастерским и повторением работ основателя династии, и собственными находками.
Забродина Елена
Историк искусства, лектор, экскурсовод, писатель, участник Musea Brugge Research School и проекта Iconclass-Russia, член Ассоциации искусствоведов, работает в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Выпускница Российского Государственного Гуманитарного Университета (факультет истории искусств)
В 2014 году вместе с коллегами создала просветительский проект «Арт-Депо»
Итальянский Ренессанс и арс нова (северное Возрождение) привлекают меня совершенством линий и удивительной палитрой, нюансами религиозных и мифологических сюжетов и гармонией, которая отчетливо видна в Гентском алтаре братьев ван Эйк и Урбинском диптихе Пьеро делла Франческо. В то же время искусство XIX века, особенно второй половины, тоже завораживает меня – и быстрой сменой направлений – от импрессионизма до символизма, и энергией революции, которую совершает каждый новый мастер – от Мане до Гогена и Сезанна. Живопись и архитектура, скульптура и графика полны идей и мастерства, которые очаровывают публику и позволяют находить новые ракурсы восприятия и получать удовольствие от тонкой игры с материалом и зрителем.